25 сентября в Telegram-канале Рамзана Кадырова появилось видео, на котором его 15-летний сын Адам Кадыров избивает Никиту Журавеля — волгоградца, обвиняемого в сожжении Корана.
«Побил и правильно сделал. Более того, я считаю, что посягнувший на любое Священное Писание должен понести суровое наказание. Подобные провокаторы и предатели — больная опухоль на теле, которую нужно прижигать. Без преувеличения, да, я горжусь поступком Адама», — прокомментировал опубликованное видео Кадыров.
Позже, в разговоре с Ксенией Собчак, он отметил, что ушел из кабинета, а Адам там остался. «Потом [я] услышал крики, послал охранника своего разнимать их. Он у меня вообще сам себе на уме. Адам самостоятельный, темпераментный. Если суд решит, что Адам виновен, значит он понесет наказание по всей строгости закона», — цитирует Кадырова Собчак.
Уже вечером в тот же день последовала реакция Евы Меркачевой, члена Совета по правам человека при президенте. Комментарий также опубликовал официальный телеграм-канал Ксении Собчак. Меркачева заявила, что направит запрос в правоохранительные органы по факту избиения сыном главы ЧР Никиты Журавеля. Она также назвала произошедшее «преступлением».
«Еще один запрос я буду писать с требованием, чтобы Никиту Журавеля вывезли. Поскольку они оправдывают избиение, что, разумеется, есть в УК и наказывается лишением свободы. Из-за этого я опасаюсь, что следующим может быть известие о том, что мы найдем Никиту Журавеля умершим в камере. По сути это вызов всей правовой системе России. В конкретном регионе показали, что они могут совершать преступления и им за это ничего не будет. В противном случае не стал бы Рамзан Кадыров публиковать доказательства конкретного преступления, а публичные лица не стали бы говорить, что да, это сделал такой человек с такой фамилией, выступая по сути свидетелями», — считает Меркачева.
Глава Совета по правам человека при президенте Валерий Фадеев тоже выступил с заявлением. По его словам, в отношении Никиты Журавеля, которого избил сын главы Чечни Рамзана Кадырова, должно быть вынесено справедливое решение суда. Фадеев отметил, что публичное сжигание священных писаний недопустимо в такой многоконфессиональной стране, как Россия.
Касательно поступка Адама Кадырова Фадеев заявил, что «есть правила содержания под стражей обвиняемых и подозреваемых, которые должны жестко соблюдаться».
О произошедшем высказалась и уполномоченная по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова.
«Уничтожение священных книг, будь это Коран, Библия или Тора — общественно опасное деяние, оскорбляющее чувства миллионов верующих. Такие действия сеют в обществе межнациональную рознь, нетерпимость и вражду. Поэтому они не могут оставаться безнаказанными. Однако, какое бы страшное преступление ни совершил человек, он должен ответить за него перед судом по закону. Таковы принципы нашего правового государства. И во время следствия в СИЗО он безусловно должен содержаться по правилам, которые установлены законом», — заявила Москалькова.
Напомним, что Никиту Журавеля, 19-летнего уроженца Украины, задержали в Волгограде еще в мае 2023 года. Причиной стало сожжение Корана у местной Соборной мечети.
Уголовное дело в отношении Журавеля было возбуждено в Волгоградской области по статье 148 УК РФ — «Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих». Однако глава СК РФ Александр Бастрыкин решил передать дело для дальнейшего расследования в следственное управление по Чеченской Республике. Так Журавель и оказался в Чечне.
При избрании меры пресечения обвиняемый заявил, что ему стыдно за поступок перед всеми мусульманами мира.