21 июля 2025 года Оренбургский районный суд заменил наказание Геннадию Сакову с ограничения свободы на 10 месяцев колонии-поселения. Причина такого решения — мужчина не соблюдал условия ограничения свободы, к которому суд приговорил его в октябре 2024 года, и не ходил отмечаться в надзорный орган. Кроме того, вскоре суд будет рассматривать еще одно дело против Геннадия: в июне 2025 года, уже находясь в условиях ограничения свободы, он снова избил свою сестру Людмилу Сакову.
«Мы приветствуем то, что Конституционный суд в свое время ужесточил наказание для лиц, которые уже имеют наказание за побои, — пояснила Агентству социальной информации пресс-секретарь Консорциума женских неправительственных объединений Софья Русова. — Но до тех пор пока в России не появится закон о домашнем насилии, выбор мер воздействия в нашем законодательстве очень ограничен».
Дело Людмилы и Геннадия Саковых
История Саковых длится с 2018 года. Брат и сестра живут в одном доме в маленьком поселке в Оренбургской области. Брат периодически избивает сестру и ее сына, а также препятствует разделу дома. Денег купить себе другое жилье у женщины нет.
Впервые Людмила подала на брата в суд за побои осенью 2018 года. Тогда его приговорили к штрафу в размере пяти тысяч рублей. В 2019 году, после очередного конфликта, наказание было уголовным: помимо штрафа, Геннадия привлекли к исправительным работам.
Затем были снова побои и новое разбирательство: в феврале 2020 года суд вновь назначил обязательные работы, применив к Геннадию административную статью, несмотря на предыдущее уголовное наказание.
Эту ситуацию Людмила Сакова обжаловала в Конституционном суде. Так в Уголовном кодексе РФ появилась статья 116.2, утяжеляющая наказание за побои для тех, кто уже имеет опыт судимости. Именно по ней Геннадий Саков оказался приговорен к ограничению свободы — на одной жилплощади с сестрой, которая пострадала от его действий.
Пострадавшая и преследователь — об отсутствии запрета приближаться
Теперь мужчина не мог выйти из дома с 23:00 до 6:00 и уехать за пределы муниципалитета. Вскоре Геннадий перестал также ходить отмечаться к участковому. А летом 2025 года случилось новое избиение.
Как пояснила Софья Русова, по российским законам в колонию-поселение человека не доставляют прямо из зала суда. А значит, получив приговор в суде, Геннадий снова отправился домой, где должен собрать вещи и после уехать в колонию.
Никаких мер, существующих в законах других стран, вроде запрета приближаться к жертве насилия или мер по расселению совершившего побои и пострадавшей, российский закон не предусматривает. Ситуация Саковых продолжается много лет, так как действия Геннадия оцениваются судом по статье о побоях. Оснований для применения более серьезной статьи у суда нет.
«К сожалению, нам известно очень много случаев, когда повторный конфликт между жертвой и преследователем после побоев оканчивался гораздо более серьезно, вплоть до убийства», — обращает внимание Софья Русова.