Законодательная дума Хабаровского края выступила с инициативой ввести в школах, где учатся дети коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, полноценный предмет по профессиональной подготовке мастеров народных и художественных промыслов.
«В Хабаровском крае 59 населенных пунктов являются постоянным компактным проживанием коренных народов, которым необходимо изучать родной язык, традиции, ремесла. Необходимо обеспечить условия, способствующие национальному самоопределению», — заявил Валерий Постельник, председатель комитета по вопросам промышленности, предпринимательства и инфраструктуры.
По данным краевого министерства образования и науки, в регионе обучаются более четырех тысяч детей коренных народов. Почти все из них изучают родной язык и культуру, а народные ремесла преподаются лишь фрагментарно — на уроках технологии и во внеурочное время. Такой подход позволяет лишь поверхностно ознакомиться с традициями, но не дает возможности овладеть навыками в совершенстве. Ключевой недостаток — острая нехватка квалифицированных учителей, которые являются носителями культуры.
«Мы сейчас в таком положении, когда идет большая угроза исчезновения не только языка, но и культуры в целом. Искусство коренных народов — это же достояние Хабаровского края. Если сейчас не принять меры, мы это потеряем», — отметила Любовь Одзял, президент региональной общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края».
Для комплексного решения вопроса депутаты также предложили организовать целевое поступление молодежи коренных народов в профильные учебные заведения, чтобы подготовить новое поколение педагогов-мастеров.