Мониторинг, проведенный социальным проектом Everland в 2025 году, охватил 90 сайтов и приложений от 36 компаний из шести ключевых для экономики отраслей: ретейл, банки, маркетплейсы, телеком, онлайн-образование и магазины электроники. Оценивали сервисы 13 незрячих тестировщиков, которые анализировали каждый этап пользовательского пути.
По данным Everland, с момента предыдущего исследования в 2023 году ситуация с невизуальной доступностью в целом не улучшилась, а в сегменте маркетплейсов заметно ухудшилась. Наиболее значительное падение доступности зафиксировано в приложениях AliExpress для iOS, Lamoda для iOS, Ozon для Android и iOS.
Розничная торговля демонстрирует регресс или застой. Основные трудности у незрячих пользователей возникают при поиске товаров и оформлении заказа.
Телеком-операторы показали разнородную картину: улучшилась доступность у T2 и Yota для iOS, но значительно ухудшилась у приложений «МегаФона», МТС, Yota и «Билайн» для Android, что критично для управления услугами.
Большинство платформ онлайн-образования стали менее доступными, магазины электроники не показали заметных изменений, а единственным стабильным лидером, демонстрирующим прогресс, остался банковский сектор.
«Результаты показывают неоднозначную, но требующую внимания динамику. В сфере невизуальной доступности мы фиксируем важный тренд: пока одни сервисы становятся более удобными и продуманными, другие, напротив, демонстрируют откат. Это доказывает, что без системного подхода и постоянного внимания прогресс может оказаться хрупким.
Наша задача — зафиксировать эту картину, чтобы стимулировать диалог и помочь компаниям двигаться в сторону создания по-настоящему инклюзивной среды, где удобно каждому клиенту», — отметил Евгений Сличный, руководитель направления доступности услуг Everland.
Подробнее ознакомиться с результатами исследования можно по ссылке.
