Две недели 39 специалистов узнавали о том, какие потребности и проблемы есть у детей, живущих в коллективной системе, а также возможностях улучшения ухода за ними в этих условиях.
К сожалению, наши вузы не готовят специалистов для работы с детьми в детдомах. Сотрудники могут обладать общепсихологическими и педагогическими знаниями, но не знать об особенностях поведения и развития детей, потерявших родителей и живущих в коллективной среде. Без этих знаний упускаются многие возможности развития малышей. Кроме того, в недостаток подготовки и мотивации персонала на изменения упирается реализация реформы сиротских учреждений в соответствии с постановлением № 481, вступившем в силу осенью 2015.
Одна из основных целей курса — передать специалистам знания об особенностях развития ребенка, оставшегося без попечения родителей в коллективной среде, о нарушениях привязанности, которыми сопровождается пребывание ребенка в организации для детей-сирот, и о других психологических, педагогических, медицинских и юридических аспектах сопровождения. Большое внимание уделялось семейному устройству детей — взаимодействию специалистов учреждения с замещающими и кровными семьями. Нам было важно помочь специалистам понять «дух» реформы, чтобы у них была возможность реализовать ее суть, а не формально следовать букве. От этого во многом зависит желание специалистов домов ребенка качественно проводить изменения в жизнь, а это ключевой фактор успешности реформы сиротских учреждений.
Сотрудники домов ребенка прислали нам свои комментарии по итогам курса:
— Это как шок, как ушат холодной воды — я даже не думала, как кормление важно для жизни детей.
— Мы часто не замечаем важных аспектов того, что делаем, а оказывается так важно правильно брать, поднимать, правильно нести.
— Понравилось наблюдать за кормлением ребенка, было очень важно. Я поняла наших детей, когда самой пришлось глотать воду — это было очень сложно.
— В моей группе многие дети кормятся через зонд, это очень сложно. Мы пытались переводить детей с зонда на традиционное кормление и не всегда это удавалось. Много практических советов. Очень интересно было увидеть особые ложки, чашки. Есть дети, для которых очень важны ваши рекомендации.
— Никогда не думала о нарушениях привязанности как о медицинском диагнозе, не слышала раньше об этом. Никогда раньше не думала, что ребенку труднее справляться с жидкой пищей, чем с загущенной, никто и никогда нам так не раскрывал глаза.
— Много поняла сегодня, все совсем перевернулось.
— Я поняла ошибки, которые я делала в своей работе, что с ребенком нужно говорить, его нужно ждать, я похоже много должна изменить в своей работе.
— Наконец-то получила ответ на свой вопрос, я два с половиной года работаю в интернате и все время об этом думаю — почему же наши дети при шестиразовом питании и дополнительных витаминах отстают в развитии и плохо растут.
— Никогда не задумывалась над понимания кто есть свой а кто чужой, а ведь это невероятно важно для безопасности ребенка.
— Много полезной информации о синдроме Дауна. Очень здорово было услышать теорию и разобрать конкретный случай. Очень важно идти от потребностей ребенка. Это было прекрасно. Видна важность командной работы и взаимодействия специалистов с разным опытом.
Президент БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская считает, что удалось сделать один из лучших курсов по работе с социальными сиротами. «Мы сотрудничаем со специалистами очень высокого уровня. Я очень надеюсь, что прошедшие обучение сотрудники смогут многое реализовать. Конечно, им не будет просто, они неизбежно столкнутся и с сопротивлением коллег, и с соблазном руководства формально подойти к внедрению изменений. Но у них, как мне кажется, появилось понимание, ради чего внедряются изменения, к которым они смогут подходить умно, а не формально соответствовать букве. Очень важно продолжить такое обучение, мы бы хотели не останавливаться на достигнутом. Во многом это зависит от финансирования. Сейчас у нас есть спонсор на два полноценных курса. Надеюсь, у нас будут возможности проводить курс и в дальнейшем», — рассказала Елена Альшанская.