По статистике, 9 из 10 компаний в России в той или иной мере развивают корпоративное волонтёрство. Об этом говорят цифры проекта «Лидеры корпоративной благотворительности» последних лет, а также результаты опроса Форума Доноров «Барометр кризиса» 2015 года. Исследования отмечают, что впервые такая тенденция появилась в кризис 2008-2009 годов, и поэтому, наверное, новая волна популярности темы в 2014-2015 гг. не нуждается в объяснении.
Форум Доноров собрал лидеров бизнеса, чтобы обсудить с ними, как компании развивают эту тему, и поделиться лучшими практиками победителей номинации «Лучшая программа, способствующая развитию волонтёрства в России». На протяжении многих лет партнёром этой номинации в проекте «Лидеры корпоративной благотворительности» является Международный форум лидеров бизнеса (IBLF).
Как отметил Борис Ткаченко, руководитель IBLF, признание популярности темы ярко иллюстрирует появление Национального совета по корпоративному волонтёрству. «Недостаточно того, чтобы компания просто занималась этой темой, а важно объединять усилия и распространять лучшие волонтёрские практики», — говорит Ткаченко.
Поддержала тему объединения усилий и Наталья Каминарская, директор АНО «БлагоСфера». В 2016 году организация объявила новую номинацию про продвижение идей благотворительности в обществе, особую роль в вовлечении граждан в филантропическое движение «БлагоСфера» видит в бизнесе — ему под силу системная работа с гражданами, продуманные образовательные программы, грамотные партнёрские отношения с НКО.
«Волонтёрские проекты должны быть интересными. Апелляция к благородным чувствам срабатывает ненадолго — чтобы удержать людей-добровольцев, нужен фан (им могут быть культурные и образовательные проекты) и каждодневная работа с волонтёрами», — уверен Рустам Закиев, директор департамента социальных проектов ОК РУСАЛ.
В 2015 году компания стала победителем в номинации про волонтёрство «Лидеров корпоративной благотворительности». Их опыт — это всесторонний подход к организации волонтёрского движения. В него входят специально созданная программа «Помогать просто» и её брендинг, отдельный сайт как точка входа в программу, аккуратная интеграция в уже существующие добровольческие сообщества (зарегистрированные, например, в социальных сетях) и многое другое. Кроме того, в РУСАЛе уверены: успех во многом зависит от того, как ты «продашь» свои идеи другим компаниям — то есть вовлечёшь их в обще дело. Уметь объяснить другому бизнесу его преимущества от включения в волонтёрское движение, эффект от синергии партнёрства — важный навык, которому ОК РУСАЛ обучает своих сотрудников.
Интересный опыт работы с волонтёрами продемонстрировала Ольга Миронова, руководитель направления спонсорских и благотворительных проектов АО «ОМК» (2-е место номинации IBLF про волонтёрство в проекте «Лидеры корпоративной благотворительности-2015»). Прежде чем запустить волонтёрский проект, компания провела исследование: сотрудников попросили рассказать, что бы им хотелось получить от добровольческой работы, какие направления их интересуют, какие формы поощрения им ближе. Это позволило не изобретать велосипед и не придумывать дополнительных мотиваций для сотрудников – нужно было просто разрешить делать то, что они хотят. Хотя считается, что публикации в корпоративных и местных СМИ традиционно поднимают самооценку и повышают эффективность работы, оказалось, как ни странно, что в качестве поощрения для многих было важным просто получать сертификаты и благодарственные письма. И нет ничего сложного, чтобы напечатать такие письма: «Мы делали то, о чём люди нас просили, и они были счастливы». Ещё один способ повысить активность сотрудников в волонтёрских проектах — повышение их квалификации через тренинги по социальному проектированию, фандрайзингу, продвижению в СМИ.
Татьяна Рожкова, директор департамента социальной политики УК «Металлоинвест», поделилась опытом своей компании. По наблюдениям Татьяны, «в регионах волонтёрство бывает двух видов: «тимуровское движение», когда сотрудники выступают с собственными идеями преобразований, и «общественно полезный труд», когда сотрудник работает по инициативе работодателя». Для того чтобы помочь коллегам заниматься благотворительностью осознанно, компания «Металлоинвест» организовывала образовательные курсы, которые со временем помогли структурировать потребность помогать в три направления — сегодня это помощь пожилым, детям и животным.
В середине дискуссии обнаружились разночтения в трактовке формальной стороны корпоративного волонёрства — у каждой компании свой подход к организации труда своих работников. Так выяснилось, что «Шеврон» трактует понятие как волонтёрскую работу сотрудника в рабочее время либо волонтёрскую работу, которая выполняется в офисе. «Газпром нефть» напротив определяет волонтёрство как труд в выходные либо в будни вечером. В это же время ряд компаний используют распространённую зарубежную модель, когда сотруднику предоставляется фиксированное количество оплачиваемых рабочих дней в году, которые он тратит на волонтёрскую работу.
Между тем одна печальная статистка не даёт расслабиться и считать вершину «корпоративное волонтёрство» покорённой бизнесом России. В активном обсуждении практик прозвучали результаты исследования сайта HeadHunter: большинство hr-специалистов не воспринимают корпоративное волонтёрство как способ обретения дополнительных навыков сотрудниками и каким-либо преимуществом в отношении коллег, не занятых в такой работе.
Так или иначе, все согласились, что корпоративное волонтёрство — одно из самых перспективных направлений развития корпоративной благотворительности в России. В условиях кризиса это возможность сохранить долгосрочные социальные программы, сократив на них расходы. А возможно, главное — что для сотрудника корпоративное волонтёрство — это отдушина, вид осознанного, общественно полезного досуга, способ самореализации и социальный лифт, позволяющий продвинуться по карьерной лестнице.
Фото предоставлено НП «Форум Доноров»