По мнению участников вебинара «Как отразить право на получение профессионального образования в индивидуальном плане реабилитации инвалидов», проблема учебно-профессиональной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья остается в России достаточно острой. Открывая вебинар, координатор практикумов, IT-специалист Николай Репин констатировал, что на сегодняшний день далеко не все вузы готовы принять на обучение лиц с ограниченными возможностями, хотя законодательство этому не препятствует.
Во многих вузах, особенно размещающихся в старых исторических зданиях, весьма проблематично построить пандусы и подъемники. Но даже там, где соответствующая инфраструктура уже существует, людям из малоподъемных групп все равно необходимо дополнительное содействие. То есть нужна целая система сопровождения и поддержки студентов-инвалидов.
По словам руководителя Регионального центра высшего образования инвалидов, профессора Юлии Богинской, в Ялтинской Гуманитарно-педагогической академии Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского для содействия лицам с ограниченными возможностями здоровья целенаправленно выделяются специальные помощники (тьюторы). Это во многом облегчает возможности передвижения и учебы для инвалидов. Но в целом по России такой опыт мало распространен.
Профессор Бронюс Айсмонтас на конкретных примерах показал коллегам особенности построения образовательного процесса для людей с инвалидностью в МГППУ. Руководитель программы Мастерской социально-творческой инклюзии «Сундук» Нина Петровская поделилась эффективным опытом профессиональной адаптации взрослых людей с тяжелыми нарушениями развития. Освоение под руководством инструкторов гончарного и швейного дела, батика, валяния, ткачества и других ремесел в сочетании с методикой социально-психологического сопровождения, по ее словам, дает отличные результаты.
Вебинар был организован Благотворительным фондом поддержки детей-сирот и детей-инвалидов «Наш дом» в рамках серии интерактивных профориентационных практикумов «Активная социализация инвалидов: стратегия жизненных побед».
Следующий практикум-вебинар пройдет в Москве на базе Московского государственного психолого-педагогического университета и будет посвящен теме «Новые возможности и перспективы построения активной жизненной траектории инвалидов, которые открыла Конвенция ООН о правах инвалидов, ратифицированная Российской Федерацией в 2012 году».
Проект интерактивных профориентационных практикумов осуществляется на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента России от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России.
Фото: «Наш дом»