В семинаре приняли участие 9 семей с незрячими и слабовидящими детьми в возрасте от семи месяцев до шести лет из Волгограда, Волжского, Урюпинска, Камышина, Котельниковского, Светлоярского, Городищенского и Жирновского районов Волгоградской области. У нескольких детей, помимо зрения, имеются также другие особенности развития (детский церебральный паралич, нарушение речи, задержка психического развития, синдром Дауна).
В ходе семинара родители познакомились с основными методиками раннего развития детей с нарушениями зрения, узнали о принципах подбора игрушек и дидактических пособий, особенностях построения игрового и развивающего пространства для ребенка с глубокими нарушениями зрения. При поддержке опытных педагогов они самостоятельно провели первые занятия со своими детьми, обменялись друг с другом опытом, обсудили с психологами основные проблемы воспитания незрячих детей в семье, получили индивидуальные консультации специалистов по интересующим вопросам.
В рамках семинара семьи получили также информацию о правилах приема и возможностях обучения детей с нарушениями зрения в ГКС(к)ОУ «Волгоградская специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 6».
По окончании семинара каждая семья получила комплект специализированного игрового и развивающего оборудования для организации домашней лекотеки и проведения коррекционно-развивающих занятий с ребенком дома.
«Я работаю в сфере тифлопедагогики уже более 30 лет, и на моей памяти эта первая школа для родителей дошкольников с нарушениями зрения в нашем регионе, — рассказывает доцент кафедры специальной педагогики и психологии Волгоградского государственного социально-педагогического университета Татьяна Малкова. — В практике работы встречаются незрячие дети, которые даже в 8-9 лет психофизически не развиты, имеют заниженный объем знаний об окружающем мире, не владеют навыками самообслуживания и общения. Такие дети не готовы к обучению в школе. Поэтому родителей нужно учить, и эту работу нужно продолжать. Особенно это касается районов области, где нет квалифицированного психолого-педагогического сопровождения ребят с особенностями развития. К этой работе мы планируем привлечь наших студентов. Многие из них из области и могли бы помогать родителям в своих районах».
Семинар прошел в рамках проекта «Домашняя лекотека», который осуществляет Волгоградская ассоциация незрячих специалистов «Надежда» на средства субсидии Комитета по делам территориальных образований Волгоградской области социально ориентированным некоммерческим организациям региона на реализацию социально значимых проектов.
Содержательную часть семинара подготовили и провели педагоги-дефектологи и психологи коррекционных детских садов № 283 города Волгограда и № 92 города Волжского. Помимо мам, почти от каждой семьи на семинар приехали папы или бабушки. Родители поблагодарили организаторов встречи. «Спасибо большое за приглашение на такой проект. Все очень полезно и интересно. Мы теперь хотя бы знаем, что нам со своим ребенком делать, как нам его развивать, как воспитывать», — говорит Екатерина Иголкина из Урюпинска. «Наша семья хочет сказать огромное спасибо. Мы только растем. Нам только семь месяцев. Теперь я могу развивать своего рееёнка, мы будем учиться с этими игрушками и пособиями. Я раньше ничего не знала, а теперь чему-то научилась», — отмечает Наталья Трибунская из города Котельниково.
Следующее занятие в рамках проекта «Домашняя лектоека» пройдет в канун Международного для слепых 11 и 12 ноября. На нем планируется оценить результативность занятий, которые проведут родители в домашних условиях, и наметить план дальнейшей работы.
Более подробную информацию можно получить по телефонам: (8442) 39-54-95, 37-74-57 или электронной почте vansnadexhda@yandex.ru.
Фото предоставлено Ассоциацией незрячих специалистов «Надежда»