Большинство вопросов было связано с соблюдением трудовых прав. Юристы разбирались с системой оплаты труда в детском саду одного из сел Каменского района. По словам сотрудниц, реального повышения зарплаты не было давно, хотя везде говорят о том, что оклады работников бюджетной сферы повышаются.
Вместе с юристами женщины разбирали строчки в расчетных листках, составляющие зарплату. Юристы разъяснили, что заработная плата состоит из оклада и разных доплат, надбавок, выплат, в том числе стимулирующего характера. Сравнили квитки прошлых лет и за январь 2018 года. Увидели, что оклад действительно повысился, но стимулирующие выплаты стали меньше. Как объяснили юристы, это нельзя назвать нарушением трудового законодательства. Но важно, чтобы у работодателя был локальный правовой акт, который определяет порядок и условия выплаты стимулирующих надбавок (например, Положение о премировании), чтобы работники понимали, как формируется их зарплата.
Юристы отмечают, что когда клиенты приходят с документами, им проще ориентироваться в ситуации, уточнить при помощи документов неясности, которые встречаются в объяснениях человека. Сложнее, когда приходят проконсультироваться и при этом не сообщают никаких деталей, не приносят документов и консультируются не для себя, а «соседка попросила зайти и спросить».
Например, пришедшая на консультацию женщина спрашивает: «Как получают наследство?». У ее соседки спор с сыном умершего мужа. Она и попросила зайти к юристам и спросить, имеет ли она право на квартиру, в которой вместе жили почти десять лет. Для ответа на этот вопрос нужно знать: был ли брак супругов официально зарегистрирован или это было сожительство без регистрации в органах ЗАГС (гражданская жена юридически женой не является и наследовать по общему правилу не может)? Имела ли она долю, было ли у нее право собственности на данную квартиру (если да, то никто выгнать из квартиры ее не имеет право)? Как и когда была приобретена квартира (это нужно, чтобы установить, имеет ли она право собственности на данную квартиру)?
Женщина не могла ответить на вопросы. Юристы рассказали ей об общих положениях о наследовании, выдали правовые справочники и разъяснили, что, для того чтобы получить полную и развернутую консультацию по данному вопросу, нужно больше информации.
Другие вопросы касались сферы ЖКХ, взаимоотношений с Пенсионным фондом России, споров между бывшими супругами по поводу имущества и детей. На каждый из вопросов был дан исчерпывающий ответ, людям выдавались правовые справочники. Посетители уходили с благодарностью за услуги и надеждой на решение проблем.
По просьбе руководителя Благотворительного фонда «Город милосердия» Игоря Дегтянникова юристы после оказания правовой помощи гражданам в комплексном центре социального обслуживания Каменска-Уральского выехали на квартиру к женщине, которая не может самостоятельно передвигаться после инсульта. У нее накопилось много вопросов, требующих срочного вмешательства. Юрист проекта внимательно выслушала и подробно разъяснила дальнейшие действия. В ближайшее время при получении всех необходимых документов она обратится в суд с жалобой на бездействие чиновников.
Организаторы десанта особо отмечают слаженную работу сотрудников комплексных центров социального обслуживания населения Каменска-Уральского и Заречного, которые помогли провести консультации.
О том, каким должен быть юрист, который помогает социально незащищенным категориям граждан, рассказали в организации «Право на защиту и помощь»: «Грамотным, потому что от того, как грамотно будет проконсультирован человек, зависит его дальнейшая судьба. Коммуникативным, ведь на консультацию постоянно приходят люди, которые в силу возраста (пенсионеры) или в силу наличия инвалидности не получают достаточного общения. Часто важен не сам ответ на вопрос, а то, что проблему выслушали и попытались помочь ее решить. Доброжелательным, так как пришедший за помощью человек, столкнувшись с несправедливостью бюрократической системы, подчас откровенным пренебрежением со стороны чиновников, уже и не верит в то, что кто-то искренне готов ему помочь. Умеющим быстро, оперативно решать разноплановые задачи, знать ответы на вопросы из разных отраслей права. В консультационный день может прийти до 20 и более желающих получить юридическую помощь и задающих самые разные вопросы. Именно такими качествами и обладают юристы организации «Право на защиту и помощь».Еженедельно они выезжают в муниципальные образования Свердловской области в рамках проекта «Правовой десант (правовое просвещение граждан)».
Проект осуществляется с использованием гранта президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.