Семинар состоялся в Малом зале библиотеки 21 февраля. Встреча была посвящена социальной адаптации молодых людей с ментальными нарушениями, а также созданию дружелюбной среды и преодолению стереотипов в обществе по отношению к посетителям с ментальной инвалидностью.
В ходе семинара было представлено 13 докладов. Участвовали сотрудники библиотек и других учреждений культуры, преподаватели вузов, студенты РГСУ (факультет социальной работы, кафедра «Организация работы с молодежью»), сотрудники медицинских учреждений, социальные педагоги, психологи, представители некоммерческих организаций и другие специалисты, занимающиеся изучением проблем социализации молодых людей с ментальными особенностями. Всего во встрече приняли участие более 200 человек, 155 из которых – представители разных регионов России – дистанционно в ходе онлайн-трансляции на сайте РГБМ.
Директор РГБМ Ирина Михнова рассказала о своем участии в конференции Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (IFLA), которая проходила в Швеции в 2010 году. Именно этот опыт знакомства с работой зарубежных коллег стал отправной точкой в работе библиотеке с разными категориями людей с нарушениями интеллектуального развития:
«В 2010 году на конференции IFLA в Швеции были разные сессии, и одна из сессий с 13 докладами была посвящена одной теме – библиотечному обслуживанию дислектиков. Мы на тот момент не были знакомы ни с понятием, ни с явлением. Для нас это было потрясением: насколько наш уровень восприятия действительности далек еще от уровня восприятия действительности многих, особенно американских и европейских, библиотек. И тогда мы непосредственно занялись этой темой. Сегодня у нас в стране отношение к людям с инвалидностью меняется в лучшую сторону. Хотя мы на семинаре впервые так широко затронули проблему молодых людей с ментальными особенностями, в настоящее время это вторая, после организации молодежного чтения, лидирующая тема в нашей библиотеке».
О том, что скрывается за терминами «ментальные нарушения» и «ментальная инвалидность», а также что нужно знать о посетителях с особенностями интеллектуального развития в учреждениях культуры, рассказал в установочном докладе доктор медицинских наук, профессор Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова Андрей Березанцев. Говоря о роли учреждений культуры в социальной адаптации данной категории посетителей, профессор отметил: «Социальный тренинг и приобщение к социальной жизни этих молодых людей, в том числе средствами учреждений культуры, тормозит развитие мозговых изменений, если это текущий патобиологический процесс, и, безусловно, дает положительный результат».
О моделях социального взаимодействия и отношения общества к людям с ментальными нарушениями рассказала преподаватель кафедры клинической психологии МПСУ Елена Лобачёва.
С успешными программами и проектами, нацеленными на решение проблем социальной адаптации людей с ментальными нарушениями развития, участников семинара познакомили представители инклюзивного отдела Музея современного искусства «Гараж» и ГМИИ им. А.С. Пушкина. Оба музея с 2015 года совместно с Фондом содействия решению проблем аутизма в России «Выход» реализуют программу «Аутизм. Дружелюбная среда».
Пример терапии искусством представили сотрудники Интегрированного театра-студии «Круг II» Межрегиональной общественной организации в поддержку людей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями «Равные возможности». Один из ключевых моментов работы интегрированного театра – «особый театр как жизненный путь». Через работу с телом и общение в процессе делания одного большого дела, постановки спектакля или другого творческого продукта, участники ощущают себя нужными, и главное – имеют возможность почувствовать свою ответственность, чего зачастую лишены.
Интересный опыт общественных организаций, которые уже много лет занимаются проблемой социализации людей с ментальными особенностями, представили сотрудники Фонда поддержки лиц с интеллектуальными нарушениями «Лучшие друзья» и Мастерской социально-творческой инклюзии «Сундук», где молодые люди с особенностями развития занимаются разными видами творчества (гончарное и швейное дело, шитье, батик, валяние, ткачество).
Специалисты Российской государственной библиотеки для молодежи, Российской государственной детской библиотеки, Санкт-Петербургской Государственной библиотеки для слепых и слабовидящих и Центральной районной библиотеки имени Л. Соболева Невской ЦБС Санкт-Петербурга также поделились опытом работы с молодежью с ментальными нарушениями, особыми детьми и их родителями, а также методиками подготовки программ и работы с персоналом.
Среди новых библиотечных проектов, направленных на решение проблем социализации людей с ментальными особенностями, – семейный проект «Школа профессий», который Российская государственная детская библиотека осуществляет совместно с центром «Школа сказки» с начала 2018 года. Занятия в школе помогают развитию разносторонних способностей: прикладных, конструкторских, исследовательских, естественнонаучных и художественных. Проект включает также серию вебинаров для специалистов библиотек и образовательных учреждений.