Сотрудники фонда побывали в детском доме-интернате для детей с тяжелыми нарушениями психического и физического развития, где сегодня реализуется один из нескольких проектов «Портаж» в России.
Бобровский детский дом расположен в 70 км от города, в приграничной с Эстонией зоне. Это двухэтажное здание из белого кирпича. Интернат действует с 1962 года. До 1999 года он располагался в нескольких деревянных постройках на месте бывшего хутора, а потом переехал в новое здание.
Как рассказала Ольга Эрмель, старший воспитатель детского дома и руководитель пилотной команды «Портаж» Бобровского детдома, здесь проживают около 70 воспитанников, из них 45 – дети до 18 лет, остальные старше. В интернате работают более 100 сотрудников: пятеро воспитателей, помощники воспитателей, младшие медицинские сестры по уходу за больными.
В пилотном проекте участвуют четверо детей с разными нарушениями развития: незрячий ребенок, ребенок с синдромом Дауна, отстающий в развитии, ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата и ребенок с РАС. Поскольку в детском доме есть и другие дети с такими же отклонениями, задача команды – «подобрать ключики» к этим детям, чтобы представлять, как работать с другими детьми с такими же нарушениями.
Сложность работы состояла в том, чтобы давать отобранным детям по одному часу персонального внимания и любви каждый день. В этом детском доме на одного воспитателя приходится восемь детей, и наблюдать за всеми детьми и заниматься с ними нужно одновременно. Поэтому уделить внимание конкретному ребенку в течение дня сложно. Но специалисты перестроили свою работу и нашли время для занятий по методике.
Результаты уже есть. Лиза с синдромом Дауна и сильным физическим отставанием развития окрепла, стала более открытой и улыбчивой. Во время отработки одного навыка у нее неожиданно появился сопутствующий: при застегивании куртки Лиза начала ее снимать.
Алина с нарушением опорно-двигательного аппарата пошла, держась за палец воспитателя.
«Когда практикуешь «Портаж», появляется азарт, потому что все получается: успех стимулирует, – говорит Ольга Эрмель. – Нравятся разработанные подсказки, карточки, то, что цель разбивается на маленькие шаги. Мы видим – это работает! Учишь одного кушать, другие дети рядом это видят – и пробуют делать так же».
«Российская особенность состоит в том, что специалисты работают в основном в учреждениях, – рассказывает директор фонда «Димина мечта» Елена Володина. – Тогда как в Великобритании и США, откуда пришла методика «Портаж», специалист посещает семью, дает маме карточки и комментарии, и мама сама за неделю отрабатывает 2-3 навыка. Зарубежные специалисты удивлены, что мы достигаем успехов не в семьях, а в учреждениях».
Фонд развивает методику ранней помощи «Портаж» в России с 2013 года. Сейчас в стране насчитывается 15 практикующих и пилотных команд специалистов «Портаж» в пяти регионах России.
Справка
Методика «Портаж» – это хорошо зарекомендовавшая себя в мире и в России универсальная технология индивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие навыков детей в сферах движения, самообслуживания, познания, социализации, общения и коммуникации.
В учреждении за каждым ребенком закрепляется специалист, который ежедневно проводит с ним один час в день: ведет развивающие занятия, берет на руки, обнимает, разговаривает, кормит, играет, гуляет и по-другому уделяет ребенку персональное внимание, дает ему любовь и тепло. Каждый специалист «Портаж» работает в среднем с тремя детьми.
Успех методики в Великобритании и США привел к запросам на ее использование во многих странах мира, таких как арабские страны, Вьетнам, Газа, Грузия, Индия, Замбия, Корея, Латвия, Литва, Намибия, Нидерланды, Перу, Россия, Филиппины, Ямайка, Япония.
Фонд «Димина мечта» содействует распространению методики «Портаж»: проводит обучающие семинары для специалистов и стремится предоставить каждому ребенку с тяжелыми нарушениями возможность развиваться. Поддержать проект можно по ссылке.