В течение пяти лет участники учились составлять резюме, общаться с работодателем и осваивали полезные «мягкие навыки» – от тайм-менеджмента до искусства самопрезентации.
По данным Росстата, самый высокий уровень безработных в России в 2019 году наблюдался среди выпускников программ среднего профессионального образования: не имели работы 15,4% выпускников программ подготовки специалистов среднего звена и 15,5% выпускников программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих. При этом каждый год система среднего профессионального образования выпускает от 750 тыс. до 1,2 млн человек.
Отсутствие опыта, низкая заработная плата, дефицит рабочих мест, низкий уровень или отсутствие у выпускников «мягких навыков» – факторы, мешающие найти работу. Статус «безработного» – серьезный психологический удар для каждого.
«Карты образовательных организаций и потенциальных мест трудоустройства не совпадают, поэтому на уровне регионов должны серьезно работать службы по трудоустройству. Самое простое – сложить ответственность на образовательную организацию, но должно быть взаимодействие органов исполнительной власти, образования и самих работодателей. Если есть такой консорциум, проблемы решаются», – отметил доктор педагогических наук, профессор, директор Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования РАНХиГС Владимир Блинов.
«Необходим приток молодых кадров – поколения другой возрастной группы, это позитивно влияет на развитие трудовых коллективов. Нам надо приходить к новой форме – гарантированному трудоустройству, переходить от профессиональной агитации к конструктивным системам сопровождения профессионального выбора», – добавил Блинов.
«Платформа «Моя карьера» направлена на развитие навыков и повышение мотивации ребят к трудоустройству», – отмечает заместитель директора фонда «Фокус-Медиа» Оксана Баркалова.
Проект работает с 2015 года и сегодня охватывает шесть регионов: Волгоградскую, Нижегородскую, Московскую, Ленинградскую области, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Свердловскую область. В 2020 году к программе присоединились подмосковный Жуковский и Ростов-на-Дону. С 2021 года будет участвовать Рязань. С 2015 по 2020 на платформе «Моя карьера» зарегистрировались более 14 тыс. молодых людей. Из них более 5500 человек прошли все курсы и создали качественное резюме, а 2550 человек получили опыт временного и постоянного трудоустройства. Для работы с платформой были подготовлены 990 российских педагогов.
«Целевые группы проекта – учащиеся колледжей, техникумов, воспитанники детских домов, молодые мамы, педагоги, школьники, студенты. Особый фокус – ребята в трудной жизненной ситуации, которые испытывают дефицит навыков общения и часто не имеют мотивации к поиску работы по специальности», – рассказала Оксана Баркалова.
Анна Самохвалова, директор департамента по связям с общественностью Citi в России, Украине и Казахстане, отмечает:
«Главное – создать условия для равного и успешного жизненного старта уязвимой молодежи посредством развития социальных навыков, повышения мотивации и расширения возможностей для трудоустройства. Трудоустройство молодежи с низким стартовым капиталом – одно из основных направлений социальных инвестиций Citi по всему миру, в том числе и в России».
Президент Нижегородской областной общественной организации «Социально-психологический центр «Доверие» Ирина Ежова рассказала о результатах проекта в регионе. В программе участвуют все районы области, здесь ежегодно собираются новые группы. За 5 лет в проекте участвовали около 5000 ребят.
«Успех проекта связан с тем, что он востребован среди студентов среднего профессионального образования. Наш курс поддержали и на областном уровне. Мы постоянно привлекаем новые заведения и педагогов. Работа выгодна педагогам, психологам, так как изначально платформа создавалась не как нагрузка, а как то, что поможет им лучше организовать процесс обучения студентов», – отметила она. В ближайшие годы в Нижегородской области планируют обучать педагогов, повышать узнаваемость проекта и развивать систему наставничества.
Руководитель отдела сопровождения инклюзивного образования Центра развития профессионального образования Академии социального управления Наталья Морозова отмечает, что для молодежи с ограниченными возможностями здоровья необходимы программы дополнительного образования. В частности, в Московской области с 2016 года реализуется ведомственный проект «Профессиональное образование без границ» с участием колледжей, техникумов, вузов. Он призван сделать привлекательным инклюзивное образование: создавать безбарьерную среду, проводить профориентацию, сопровождать трудоустройство. Сегодня участники осваивают 181 специальность.
28 ноября прошло финальное мероприятие платформы «Моя карьера» с мастер-классами для тех молодых людей, кто уже присоединился к проекту и прошел обучение, и тех, кто только собирается это сделать.