В ходе проекта был пошагово отстроен механизм работы с детьми с расстройствами аутистического спектра или интеллектуальной недостаточностью и внедрена структурированная образовательная среда в условия общеобразовательных учреждений. В пилотный класс, набор в который уже ведется, будут определены 10 детей в возрасте от семи до 12 лет. При этом каждый ребенок будет закреплен за своим общеобразовательным классом, но основной учебный процесс будет проходить в специально оборудованном отдельном классе — в ресурсной зоне.
«Об инклюзии сегодня говорится много, но общее представление у всех участников этого процесса чаще всего сводится к тому, что ребенка с ментальной инвалидностью нужно принимать таким, какой он есть, и разрешать находиться рядом с другими детьми, — говорит руководитель проекта, директор организации «Открой мне мир» Маргарита Суворова. — Этого, конечно, недостаточно. У детей, которые нуждаются в инклюзии, чаще всего очень сложное нарушение развития, требующее создания вокруг этого ребенка специальных образовательных условий. Если просто поместить такого ученика в класс, он с наибольшей вероятностью не только не сможет учиться, но и вовсе не удержится в коллективе».
«Важно понимать, что чем тяжелее нарушение развития, тем более тщательно должно быть организовано пространство, в котором ребенок находится. И тем более профессиональными и опытными должны быть окружающие его специалисты. Каждый педагог ресурсного класса должен владеть определенными методиками, которые помогут ему грамотно работать с детьми», — добавляет Маргарита Суворова.
Ресурсная зона организована таким образом, чтобы каждому ученику было комфортно заниматься. Она делится на три подзоны — зоны индивидуальной и общей работы, а также зону сенсорной разгрузки. В состав команды ресурсного класса войдут 15 педагогов.
Индивидуальные тьюторы пройдут обучение по первому модулю, учителя ресурсного класса — по первому и второму модулям прикладного поведенческого анализа (АВА). Кроме того, в команде обязательно наличие координатора инклюзии — квалифицированного специалиста, к которому тоже предъявляются серьезные требования.
Обычно методике АВА специалисты обучаются несколько лет, но в рамках проекта «Ресурсные классы» педагоги тюменских школ смогли пройти двухнедельную подготовку, а для дальнейшего совершенствования их навыков в этой области организован процесс кураторства и супервизирования.
Родители учеников ресурсного класса также будут включены в образовательный проект: для них проводятся семинары и вебинары, посвященные методикам с доказанной эффективностью, помогающие им включиться в сотрудничество с командой педагогов, чтобы выработать единую стратегию работы с нежелательным поведением и организовать учебный процесс дома, способствующий закреплению пройденного в школе материала.
Сегодня «Ресурсный класс» апробирован в одной школе города, но организаторы планируют организовать максимально комфортным образовательное пространство для детей с РАС по всему региону.
Информация и фото предоставлены региональным отделением ВОРДИ Тюменской области.
ВОРДИ – Всероссийская организация родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающимися в представительстве своих интересов.
Этот материал прислали наши читатели — сотрудники некоммерческих организаций, волонтеры, просто активные люди. Мы публикуем новости от организаций со всей России, если эти новости отвечают нашим критериям. Если после прочтения материала на этой странице у вас появились вопросы о проекте — их можно задавать организациям, упомянутым в тексте. Редакция АСИ не комментирует проекты НКО, о которых пишет, и не консультирует по получению помощи.