На протяжении нескольких дней с 19 по 21 января эксперты центра лечебной педагогики «Особое детство» знакомились с работой Серафимовского детского дома-интерната, в котором проживают дети с особенностями развития, Центра содействия семейному воспитанию имени Шагита Худайбердина и Республиканского дома ребенка.
Для специалистов Серафимовского детского дома-интерната председатель правления Центра лечебной педагогики Анна Битова провела семинар на тему жизнеустройства воспитанников интерната с учетом основных принципов и подходов вступившего в силу в декабре 2022 года стандарта по развивающему уходу, разработчиком которого выступил центр. Поездка была организована при поддержке проекта ОНФ «Регион заботы» и фонда «Территория счастья».
20 января 2022 года состоялась встреча представителей центра и некоммерческих организаций региона. Эксперты центра с удовлетворением отметили, что НКО-сектор республики активно развивается не только в таких крупных городах, как Уфа, но и в отдаленных частях региона, а услуги организаций населению разнообразны и направлены на помощь разным группам благополучателей: семьям с детьми, нуждающимся в услугах ранней помощи, взрослым с инвалидностью, испытывающим потребность в трудовой реабилитации, занятости и социализации.
В этот же день, 20 января, прошла стратегическая сессия с участием представителей профильных министерств республики и общественных организаций. Главной целью стратегической сессии стала совместная разработка предложений по развитию и повышению качества жизни воспитанников Серафимовского детского дома-интерната.
День завершило Межведомственное совещание по вопросам доступности образования для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Эксперты обсудили основные проблемы, которые мешают детям с ТМНР включаться в образовательное пространство и получать более качественное образование.
В сессии приняли участие уполномоченный по правам ребенка Мария Львова-Белова, председатель правления Центра лечебной педагогики Анна Битова, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения РФ Юлия Сачко, руководитель Федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми множественными нарушениями развития, директор псковского Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Андрей Царев и заместитель министра образования и науки Башкортостана Альфия Галиева.
Участники встречи отметили, что вне зависимости от степени тяжести заболеваний и интеллектуального развития дети должны получать образование, которое улучшит их жизнь в будущем. По мнению экспертов, для качественного образования детей с умственной отсталостью и тяжелыми нарушениями развития важна непрерывность, в том числе вовремя оказанная ранняя помощь, место получения образования и достаточное количество квалифицированных педагогов, понимающих их особые образовательные потребности.
Мария Львова-Белова обратила внимание на недостаточный уровень охвата качественным образованием детей с нарушениями развития, проживающих в стационарных учреждениях. По ее словам, сегодня более половины подопечных домов-интернатов лишены возможности обучаться вне стен интернатов, что плохо отражается на образовании:
«Необходим постоянный контроль и регулярные проверки. Есть случаи, когда дети в домах-интернатах обучаются формально, иногда в тех же помещениях, где спят и едят».
Анна Битова продемонстрировала ту же проблему на примере Серафимовского детского-дома интерната для умственно отсталых детей:
«Практически все двести воспитанников обучаются «на дому» (в интернате), и на сегодня в нем отсутствуют условия для обучения. Учителей недостаточно, они проводят уроки в основном в спальнях. Количество занятий не соответствуют каким-либо действующим нормам. Необходимо задействовать все ближайшие школы, даже если интернат находится в удаленном месте».
Для реализации права на образование детей, которые ранее считались необучаемыми, разработаны Федеральные государственные стандарты (ФГОС) и адаптированные общеобразовательные программы. Созданы организационно-методические условия и специальные индивидуальные образовательные программы развития (СИПР).
Андрей Царев обратил внимание на важность учета всех особенностей и возможностей развития ребенка при составлении СИПР:
«СИПР должен стать рабочим инструментом педагога. Нужно нормативно-правовым образом утвердить инструменты, которые бы снимали барьеры, мешающие индивидуализации».
«Процесс внедрения детей с особыми образовательными потребностями в процесс обучения происходит медленно, но развивается», – сообщила заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения РФ Юлия Сачко.
16 декабря 2022 года был утвержден комплексный межведомственный план по совершенствованию ранней помощи детям и их семьям. Новый федеральный закон «Об образовании в РФ» регламентирует, что все примерные образовательные программы становятся обязательными. В настоящее время утверждены адаптированные образовательные программы дошкольного и начального общего образования для обучающихся в ограниченными возможностями здоровья.
«Мы рады, что Анна Битова и эксперты центра «Особое детство» нашли возможность посетить организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Башкортостана и поделиться опытом с региональными НКО. Вместе мы продолжим совершенствовать работу учреждений соцзащиты и уже намечаем «дорожную карту» этого реформирования», — подытожила министр семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Ленара Иванова.