Пособие разработали специалисты Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования РФ Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Пособие представляет собой сборник типовых алгоритмов для психологов, работающих в сфере телефонного консультирования, и охватывает ситуации, с которыми сталкиваются абоненты и участники образовательного процесса.
Первый раздел посвящен консультированию родителей по вопросам поддержки детей в кризисных ситуациях. Второй раздел описывает запросы, связанные с насилием и жестоким обращением. Третий раздел посвящен вопросам, связанным с темами специальных военных операций. Это может быть вопрос мобилизации одного из членов семьи или потери близких несовершеннолетним.
Пособие «Рабочая тетрадь консультантов детского телефона доверия: часть 4» представляет собой ценный инструмент для психологов, помогающих детям и их семьям в сложных жизненных ситуациях.
«Актуальность разработки рабочей тетради обусловлена повышением числа семей, находящихся в трудной жизненной ситуации в связи с чрезвычайными событиями и боевыми действиями, в том числе связанными с мобилизацией военнослужащих и трудностями, которые несовершеннолетние переживают в ситуации неопределенности, связанными с боевыми действиями, — говорит Анна Ермолаева. — Важно, чтобы консультант телефона доверия обладал навыками кризисного консультирования».
Представленные в пособии алгоритмы консультирования — результат аналитической работы и накопленного опыта специалистов МГППУ, в частности, федерального консультационного центра МГППУ, обучающих специалистов детских телефонов доверия, а также непосредственно консультирующих абонентов детского телефона доверия.
Алгоритмы носят обобщенный характер и могут быть основой для самостоятельной реализации методов консультирования исходя из каждого конкретного обращения абонента. Схемы, комментарии к ним, типовые реплики консультанта, представленные в рабочей тетради, могут служить своеобразным «опорным конспектом» для психолога во время консультирования абонента.
Все четыре части рабочей тетради опубликованы на сайте Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.