— Мнение о том, что с начала 2012 года число самоубийств среди российских подростков резко возросло, не соответствует действительности. Напротив, за десять лет оно сократилось на 20%. Если в СМИ появляется много публикаций об одном и том же случае, кажется, что это массовое явление. Однако наша страна наряду с Беларусью и Казахстаном по-прежнему входит в мировую тройку лидеров по числу самоубийств среди подростков. Среди регионов нашей страны традиционными «лидерами» считаются Бурятия, Тыва и Якутия. По официальным данным, на 100 тыс. детей в России приходится 19,8 случая суицида. В среднем ежегодно в РФ добровольно уходят из жизни около 2 тыс. детей и подростков. Но у нас нет достоверной информации о точном числе суицидов. Росстат приводит такие данные на основе медицинских свидетельств о смерти. При этом довольно много ситуаций, когда невозможно понять, погиб человек от несчастного случая или совершил суицид.
Психологи обвиняли СМИ в некорректном поведении…
— Сообщать о таких фактах надо, но не на первой странице газеты. Также не стоит рассказывать о подробностях случившегося. Все это только привлекает внимание подростков к теме суицидов. Так, в феврале 2012 года за восемь дней погибли четверо москвичей, тогда как за весь 2011 год — девять. Широкое освещение в СМИ могло вызвать «эффект заражения», когда ребенок колеблется, сообщения об аналогичных случаях подталкивают его к решению уйти из жизни. Важно ему показать, что есть другие способы решения проблемы (поговорить с родителями, обратиться к психологу). Иначе у подростков может сложиться впечатление, что это единственный выход из трудной ситуации. Наряду с сообщениями о случаях суицида нужно давать информацию о телефонах доверия и службах экстренной психологической помощи населению. Но об этом практически никто из журналистов не пишет!
Какие факторы могут повлиять на решение совершить самоубийство?
— Человек, страдающий психическим расстройством, может принять решение об уходе из жизни под влиянием болезни, внешние факторы здесь не важны. Чем выше уровень психических заболеваний в обществе, тем выше уровень суицидов. А есть люди, которые выбирают суицид сознательно. Это происходит, когда они не могут решить свои внутренние проблемы и не хотят с ними бороться. Что касается подростков, то у них еще не сформированы механизмы психологической защиты, нет навыков преодоления сложных ситуаций. Молодые люди не видят свою жизнь в перспективе, не умеют обращаться к прошлому, где были сложные ситуации, которые они смогли преодолеть, и заглядывать вперед. У них меньше шансов самостоятельно справиться со сложностями, которые преподносит жизнь. Например, кажется, что после расставания с любимым человеком жизнь теряет смысл. Если у подростков нет других источников положительных эмоций, кроме общения с противоположным полом, например, хобби, то их могут полностью захватить негативные эмоции. Также на решение совершить суицид может повлиять невозможность удовлетворения потребности в дружбе или любви.
Как на рост суицидов влияют группы в социальных сетях и сайты, на которых несовершеннолетние обсуждают способы ухода из жизни?
— Суицидальное поведение среди подростков можно рассматривать как одну из форм девиантного поведения. Они могут не знать, к кому обратиться за помощью. Поиск в социальных сетях групп, посвященных способам ухода из жизни, и обращение к молодежным субкультурам – вторичное явление. Так проявляется естественная психологическая и социальная незрелость молодых людей.
Почему именно подростки находятся в группе риска?
— Они понимают, что взрослеют, но видят, что у одних этот процесс идет чуть быстрее, у других — медленнее. Зайдите, например, в 6-8-е классы – там все дети разные. У того, кто выглядит моложе одноклассников, может сформироваться низкая самооценка. Такому ребенку может казаться, что он недоразвит и таким останется навсегда. Тот, кто, наоборот, физически развивается быстрее, может испытывать неловкость. Подростки сравнивают себя с ровесниками и взрослыми, ощущают происходящие изменения, но не знают, что с этим делать. Кроме того, они ищут смысл жизни, формируются их ценностные ориентиры, для них важно найти место в жизни. Подростки задаются вопросами: нужен ли я? хороший ли я? Они начинают пробовать новые социальные роли и определять границы своего поведения (пробуя наркотики и т.д.).
Как родители могут помочь пережить трудности переходного возраста?
— Уберечь детей от суицида и других негативных факторов родителям поможет эмоциональная близость с ребенком. Но подростки ориентируются на сверстников, авторитет взрослых падает. В 12 лет поздно выстраивать доверительные отношения. Родители должны уже в три-четыре года общаться с детьми так, чтобы в любой трудной ситуации они могли обратиться за помощью. Тогда подросток сможет пожаловаться на плохое настроение, ссору с другом или потерю смысла жизни.
Родители не должны игнорировать трудные ситуации, в которые попадают дети, например, проблемы в отношениях со сверстниками. Если не получается разобраться с ними самостоятельно, стоит обратиться к психологу. При больших нарушениях эмоциональной сферы — обращаться к психиатру.
Некоторые эксперты считают, что профилактикой суицидов должны заниматься школьные психологи…
— У них недостаточно времени для этого. Задача школы состоит в том, чтобы осуществлять первичную профилактику суицидального поведения. В школе должна проводиться работа, направленная на устранение причин и условий, которые могут к ним привести. Психологи могут помочь подросткам сформировать чувство уверенности в себе, развить навыки заботы о себе, рассказать о механизмах психологической защиты, помогающих справиться с отрицательными эмоциями или агрессией, которая может быть направлена в том числе на уничтожение себя. Также нереализованные негативные переживания могут привести к психосоматическим заболеваниям (дерматит, экзема, гастрит и др.).
Важно не только говорить о том, как избежать ошибочного шага, но и помочь тем, кто имел опыт суицидальных попыток. Если на этот шаг подростков толкнул конфликт, то психолог должен помочь найти из него выход.
Но все же основное внимание стоит обратить на ранние тревожные проявления — суицидальные тенденции (разговоры, поведение). Совершают суицид относительно небольшое количество подростков, но в психологической поддержке нуждается очень многие. Важно не опоздать с помощью!
Взрослые должны понимать, что подросток – не объект работы, а личность. Если относиться к нему с уважением, признавать право на собственное мнение и переживания, то можно избежать многих проблем, связанных с девиантным поведением. Дети, которые живут в мире с собой и окружающими, не будут пытаться уйти из жизни. Но я бы не стал выделять суицидальное поведение как отдельное направление профилактики, за исключением случаев, когда у детей или их родителей есть серьезные психологические проблемы. Классный руководитель или психолог могут посоветовать детям с девиантным поведением обратиться к психологу.
Как подростку с мыслями о суициде могут помочь сверстники?
— Обсуждение таких мыслей может травмировать сверстников или самого подростка. Один школьник разослал СМС одноклассникам о том, что собирается покончить жизнь самоубийством. Они отговорили подростка от опрометчивого шага. Но мальчик стал изгоем, а его класс привлек внимание всей школы. Группа никогда не может быть чувствительной к переживаниям подростка: в классе находятся очень разные дети. Скорее всего, подросток обратится за помощью к друзьям или сверстникам, с которыми налажен эмоциональный контакт. Но даже друзья не должны пытаться самостоятельно ему помочь. Они могут быть посредником между взрослыми, которым доверяют (педагогами, школьными психологами), и подростком, нуждающимся в помощи.
Куда может обратиться за помощью ребенок группы риска?
— В столице работает Московская служба психологической помощи населению, бесплатно помогающая москвичам. Специально для детей на ее базе создан детский телефон доверия (495) 624-60-01. Также существует Единый общероссийский детский телефон доверия 8-800-200-01-22. Помимо этого, на базе детских поликлиник работают службы комплексной медико-социальной помощи подросткам. К сожалению, многие подростки туда не обращаются, потому что испытывают страх перед психологами.