Запуская сайт 10 лет назад, какие задачи Вы перед ним ставили? Изменились ли они сегодня?
— Идея создания сайта возникла у меня, как практика, исходя из глубокого интереса к социальной рекламе. Тогда, в 2002 году, в отличие от сегодняшнего дня, социальная реклама была не популярна, мало кто вообще понимал смысл словосочетания «социальная реклама». Так совпало, что тогда же, в 2002 году, я стала преподавать курс по социальной рекламе в НИУ «ВШЭ». Этот курс тогда тоже мало где преподавался по стране. И мой первый выпуск политологов стал «ядром» сайта. Многие из них стали ведущими экспертами в своей области – политологии, рекламе, PR, но «социальная закваска» дала им хорошие стартовые возможности. В момент запуска сайта наш ресурс был единственным и, пожалуй, исчерпывающим источником информации по социальной рекламе, дающим ответы на многие вопросы. С одной стороны, портал стал некой площадкой для научной базы по социальной рекламе (ключевые понятия, история развития соцрекламы в мире и в России, аспекты взаимодействия социальной рекламы с бизнесом и государством и др.). С самого начала мы сделали акцент на публикацию справочной информации по этому направлению, особенно фестивалей и конкурсов в области социальной рекламы. Но «изюминкой» была библиотека — специально созданный раздел, в котором публиковались лучшие научные работы моих студентов ВШЭ и МГИМО. Эти материалы до сих пор хранятся в разделах сайта, в Сети есть ссылки на них. Кроме теоретических знаний, мы пытались анализировать практический опыт различных компаний.
Изначально сайт делался только усилиями волонтеров, в основном, студентов. Он никогда никем не финансировался. За все эти десять лет к нам поступали предложения от разного рода политических партий и бизнес-структур разместить свои баннеры, воспользовавшись нашим привлекательным контентом. Мы всегда отвергали такие предложения. В противном случае сайт моментально перестал бы быть «экспертным». Неангажированность, в том числе политическая, очень повышает доверие к публикуемой информации.
А новостную функцию сайт приобрел сравнительно недавно?
— Новости были всегда, но в настоящее время их значительно больше. В первую очередь, мы стараемся давать больше «креативных» материалов. К тому же эксперты АНО «Лаборатория социальной рекламы» сейчас дают гораздо больше своих оригинальных новостей: часто ездят по регионам и пишут о проходящих там мероприятиях, в том числе о фестивалях. Кстати, с самого запуска сайта у нас была идея создания собственной корреспондентской сети в регионах. И сейчас она практически создана. Благодаря поддержке Минэкономразвития, в 2012 году был запущен проект «Повышение эффективности социальной рекламы в России» (информационная поддержка — www.esarussia.ru), согласно которому в 12-ти регионах страны «Лаборатория социальной рекламы» наладила дистанционное обучение социальной рекламе. За счет этого сейчас мы получаем большое количество эксклюзивной информации.
Как можно охарактеризовать аудиторию вашего сайта?
— Безусловно, мы отслеживаем статистику по посещаемости. И за последние три-четыре года, после ребрейдинга сайта, она значительно повысилась. Сегодня наш ресурс посещают ежедневно от 600 до 1 тыс. уникальных пользователей. При этом значительно расширилась его география: на портал заходят жители Израиля, США, Испании, Франции и др. стран.
С чем был связан ребрейдинг сайта? Что поменялось?
— При изменении его формата, подачи материалов мы не ориентировались на какие-то, допустим, западные порталы, связанные с соцрекламой. Конечно, сайт стал технически более мощный, навигация — намного удобнее. Но самое главное, появилось больше «творческих» разделов, например, «Медиабиблиотека». Мы стремимся к тому, чтобы этот раздел стал источником исчерпывающей информации по социальной рекламе. Пока мы это делаем за счет инициативы и студенческих практик.
Что касается обзора различных кампаний по социальной рекламе, отдаете ли вы предпочтение освещению российских акций или больше рассказываете о западном опыте в этом направлении?
— Наша новостная лента — это не просто объединение на одном портале всех имеющихся новостей в сфере социальной рекламы. Не буду скрывать, что большинство наших читателей интересует опыт западных компаний, работающих в этом направлении. К тому же иностранный опыт в социальной рекламе разнообразен. Его просто больше. Поэтому и новостей о нем, в том числе на нашем сайте, больше.
Если говорить о форме подачи социальной рекламы в России, где это эффективнее: в Интернете, по телевидению или в печати? И насколько от формы подачи зависит эффективность?
— Социальная реклама должна быть качественной. Потому что плохо сделанная соцреклама на важные для общества темы нанесет еще больший урон. В таком случае у зрителя или слушателя возникнет ощущение, что тема, на которую подготовлен материал, не так важна. К тому же действительно эффективные кампании по социальной рекламе должны быть комплексными. Использование только одного инструмента (видео, например) не дает того эффекта, который необходим для освещения важных и острых тем. Одна из эффективных технологий сегодня — видеоролики с открытым финалом. Зрителю предлагается создать его самостоятельно, выбирая развилки сюжета. Такое включение в создание сюжета ролика (тем более с помощью тактильного канала коммуникации – нашей руки, держащей «мышь» компьютера) хорошо влияет на успех рекламной кампании. Но это уже о технологиях. А что касается информации и развития портала, будем развиваться и поддерживать портал. Сейчас он стал крепким информационным и аналитическим ресурсом, которым часто пользуются, на который ссылаются многие российские и зарубежные эксперты и СМИ.