Как много людей находит своих питомцев с помощью фонда? Или чаще бывает, что животных забирают новые хозяева?
– В прошлом году мы передали в новые семьи больше тысячи кошек и собак. Старые хозяева находятся, к сожалению, не так часто – обычно это около десяти животных в квартал. Ищут и находят, в основном, собак. Почему-то потеряв кошку, люди, как правило, не хотят заниматься ее поисками.
Как устроена система, по которой работает фонд?
– Система работы фонда достаточно сложна. Так как мы работаем уже около шести лет, то усложнение происходило постепенно. Сегодня у нас за каждое направление отвечает определенный куратор. Каждый из них работает по своему направлению: куратор травмированных собак, куратор щенков, куратор породистых собак, кураторы здоровых собак, куратор кошек, куратор котят, куратор кормящих кошек и новорожденных котят. Есть и другие направления: куратор ОСВ, куратор по PR, куратор печатной продукции и так далее. У каждого куратора есть свои помощники, свои передержки, свое оборудование. Взаимопомощь и взаимовыручка – приветствуются.
Информация о животных собирается через горячую линию, группу ВКонтакте, сайт «Потеряшек», электронную почту, ICQ и другие источники. Далее информация поступает к определенному куратору, который дальше решает сам, что и как нужно делать.
«Потеряшки» работают только на территории Тюмени?
– Да, работы очень много даже для одного города.
Где содержатся найденные животные, пока они не обретут хозяев, и что происходит, если хозяева не находятся?
– Все наши животные живут на домашних передержках у людей. Передержки для собак бывают и уличные, в будках. А хозяева находятся всегда. Кому-то везет, и это происходит достаточно быстро. Другие могут ждать своего счастья год или два.
Вы сотрудничаете с городскими приютами? Есть ли поддержка от местных властей на каком-либо уровне?
– Не могу сказать, что мы сотрудничаем с городскими приютами. У нас свои ресурсы, у них свои. У нас свой объем работы, у них – свой. При необходимости мы прибегаем к их помощи – размещаем своих собак у них. За деньги. Но мы поступаем так только в крайнем случае.
Что касается поддержки от властей… да, конечно, нас поддерживают. Но больше, к сожалению, морально. В апреле нам выделили здание под приют – теперь мы изыскиваем средства и людей, чтобы сделать там ремонт. В данный момент там нет ничего, кроме стен. И куча проблем: мы не можем даже собрать всю документацию по зданию.
Не так давно ваш куратор породистых собак выиграла грант на обустройство этого здания. Расскажите, какую роль будет играть приют в жизни организации?
– Мы надеемся, что у нас получится сделать не приют, а центр помощи животным. Он будет первой ступенькой на пути животного с улицы к новому хозяину. От домашних передержек мы отказываться не собираемся. Но мы хотим, чтобы у нас всегда было место, куда можно было бы взять того, кто попал в беду. В данный момент мы не можем помочь, например, собаке до тех пор, пока не найдется человек, готовый взять ее на время.
Есть точка зрения, что варварское уничтожение бездомных животных приводит лишь к росту их популяции. Существует несколько подходов к проблеме, такие как микрочипирование, стерилизация. Что, с вашей точки зрения, наиболее актуально для российских реалий?
– Самое актуальное – это принятие закона, регулирующего отношения человека и домашнего животного и предусматривающего ответственность за тех животных-компаньонов, которых человек заводит. А когда будет закон, то уже можно «плясать» от него: регистрация и идентификация домашних животных, введение налога на нестерилизованное животное и его разведение, пропаганда стерилизации и ее доступность. Если животных перестанут выкидывать, отпускать гулять самостоятельно, бездумно размножать в каждую течку и тому подобное, – это будет первый и очень большой шаг на пути к решению проблемы бездомных животных.
Чего не хватает нашим городам для успешного решения этой проблемы? Дело в технологиях или, быть может, в человеческой сознательности?
– Обязательно нужен образовательный компонент в школах и, возможно, в детских садах. Если семья не справляется, значит, образовательные учреждения должны прививать любовь к братьям меньшим, чувство ответственности за тех, кого приручили, и чувство сострадания.
Как можно повысить, вывести на новый уровень культуру содержания домашних животных в России?
– Помимо того, о чем я говорила раньше, – пропаганда и просвещение, социальная реклама.
Многие считают, что пока не решены проблемы людей – не нужно заниматься проблемами животных. Часто ли Вам приходится сталкиваться с подобной точкой зрения? Что нужно, чтобы изменить такое мышление?
– Лично мне такого не говорят. Я считаю, что помогать нужно всем – и людям, и животным. Жаль, я разорваться не могу. Я выбрала для себя помощь бездомным животным, но могло сложиться и по-другому. Для меня все началось с четырех щенков — они оказались на даче, которую купил мой муж, и с моей личной проблемы – найти им дом. Если бы в тот момент мне повстречался пенсионер, которому надо было бы, например, окна помыть, организация сейчас была бы у меня совсем другая.
Что касается того, как изменить подобное мышление… вернемся к пропаганде гуманного отношения ко всему живому, урокам добра в школах и детсадах и прочему. Начинать надо с себя самого и со своей семьи.
А кто должен быть ответственен за это просвещение – общественные организации, такие как «Потеряшки», или власти?
– С моей точки зрения, ответственность должна быть общей. Например, так, как получилось с нашей социальной рекламой в прошлом году: мы делали макет, размещение было бесплатное, а печать оплачивал один из госдепартаментов. Должна быть государственная поддержка и дотации, а люди на местах способны сделать все самостоятельно.