По закону, все НКО обязаны раз в год отчитываться перед Минюстом России. Все ли выполняют это требование?
— Каждый год количество организаций, предоставивших отчетность, увеличивается, и мы это приветствуем. В 2008 году, когда Минюсту России были переданы полномочия по контролю за деятельностью некоммерческих организаций, по итогам года отчитались всего 28% организаций, в 2012 году — 66,5%, а в первом полугодии 2013 года таких организаций уже 74,8%. Мы предполагаем, что к концу года эта цифра еще вырастет.
Откуда такой заметный рост желающих отчитаться? Вы не связываете это с законом об НКО-иностранных агентах?
— Не исключено, что и это повлияловозможно, некоторые поспешили отчитаться, чтобы закрыть вопрос с получением иностранных денег и не подвергаться проверкам. Но думаю, что это в большей степени является результатом совместной работы территориальных органов Минюста России и средств массовой информации, Общественной палаты РФ – НКО стали понимать, что давать отчет о своей работе жизненно важно.
На Ваш взгляд, насколько сложна процедура предоставления отчета в Минюст России?
— Очень проста: с 2009 года она максимально упрощена, чтобы не превращалась в дополнительный административный барьер. Требуется указать всего несколько цифр: общую сумму доходов и расходов, на какие цели направлены (благотворительную, образовательную или иную уставную деятельность). Собственно, из такого отчета мы можем увидеть главное: организация жива и функционирует. Кстати, в последнее время это стало еще проще – можно представлять отчет в электронном виде на сайте Минюста России, где опубликовано уже более 165 тыс. отчетов некоммерческих организаций. С ними может ознакомиться любой желающий.
Закон не требует от НКО предоставлять государству содержательные отчеты. Тем не менее, некоторые организации это делают. И тратят немало усилий, чтобы доступно и ярко рассказать о своей работе. Именно такие отчеты они присылают на конкурс «Точка отсчета». Влияет ли факт наличия такого «большого» отчета на отношение Минюста России к организации?
— Конечно. Если организация в дополнение к обычному представляет содержательный отчет (пока, правда, это делают немногие), де-юре это никак не учитывается, но играет свою роль, поскольку мы получаем больше информации о реальной деятельности организации. Скажем, при формировании плана проверок в него вряд ли войдет НКО, которая из года в год подробнейшим образом рассказывает о своей работе. Притом, что есть НКО, на которые сыплются жалобы, или «молчуны», которые за много лет ни разу не отчитались.
Случается, что федеральные органы исполнительной власти запрашивают у Минюста России информацию о профильных некоммерческих организациях для привлечения к совместным проектам. Дополнительные сведения из содержательного отчета в таком случае будут очень полезны.
Важно обратить внимание и на то, что соблюдение требований законодательства о представлении отчетности может учитываться и при проведении конкурсов по распределению средств государственной поддержки, выделяемых для некоммерческих организаций. Например, представители Минюста России включены в состав конкурсных комиссий при Министерстве экономического развития РФ. Организациям, представляющим содержательные отчеты, это может помочь, а не отчитывающимся, по понятным причинам, может и помешать.
Министерство готово поощрять конкурсы, подобные «Точке отсчета»?
— Мы приветствуем любые начинания, направленные на повышение прозрачности НКО. Более того, многие территориальные органы Минюста России (нередко совместно с Общественной палатой РФ) проводят похожие конкурсы. Это встречное движение, от которого выигрывает и государство, и общество.