Многие специалисты индустрии развлечений в последнее время говорят о создании новой парковой культуры и парковой идеологии. А какая она — эта новая культура?
Самая мощная идеологическая составляющая была в Советском союзе. Парки культуры и отдыха у нас были и физкультурные, и спортивные, и театральные — с лекциями, с зелеными садами и цветочными композициями. Была идеология свободы, равенства, братства, дружбы, уважения к труду.
Я часто слышу, что в современных парках нет идеологии. Но считаю, что это не так. Например, в парке «Диснейлэнд» в Орландо, где пропускная способность 17 млн человек в год, царит идеология потребителя, рассчитанная на то, чтобы человек чувствовал себя в другой среде, где все работает на него, где он самый важный. Это идеология праздника, отдыха.
Значит ли это, что и российские парки тоже идут по пути идеологии потребителя?
Не совсем. Российские парки еще ищут свой путь развития. Активный поиск парковой культуры идет последние 5-8 лет.
Я считаю, что идеология парка — это дарить людям радость! Сейчас у нас спорят, какой парк лучше: публичный (муниципальный) или коммерческий (с платными услугами), парк прогулочный или парк с аттракционами, большой или маленький, кто эффективнее управляет? С моей точки зрения, парки нужны разные: главное, чтобы они выполняли основную свою функцию — доставляли удовольствие и дарили радость людям.
На мой взгляд, парк – это творческая площадка, на которой можно экспериментировать. Хотите – продвигайте народную культуру своего региона, хотите – создавайте шикарную фестивальную площадку. Делайте тематические парки, например, по русским народным сказкам, советским и мировым мультфильмам. Или же устраивайте контактный зоопарк, который строится без решеток и стекол, когда животных можно погладить, покормить и сфотографироваться с ними на память.
Это не совсем идеология потребителя, а в первую очередь, идеология жителя конкретного города.
Возможно, новой парковой идеологией могла бы стать и государственная идеология в сфере семьи, межнациональных отношений.
Какое место в городе вы отводите парку?
У каждого из нас свое видение, что такое парк. Я называю парком все зеленое пространство, которое есть в городе. И скверики, и пруды, и благоустроенные места. Даже небольшие парки в городе играют роль прекрасного. У людей нет времени, чтобы выехать куда-то за город, сходить в лес, особенно в крупных городах. Кроме того, парки необходимы для мероприятий – день города, фестивали национальных культур, различные другие празднества. Парки – это специально подготовленные площадки для таких мероприятий.
Как, на ваш взгляд, организовать городское парковое пространство так, чтобы и детям, и взрослым было в них интересно?
Я считаю, что параллельно должны развиваться публичные парки (муниципальные) и коммерческие с аттракционами. У них одинаковые составляющие.
Прежде всего, в парке обязательно должна быть зелень. Первые купцы Сибири строили шикарные сады. Они хотели удивлять, привозили растения, редкие цветы, даже плодовые деревья. И в наше время есть парки, где можно увидеть что-то необычное. Например, на Сахалине есть парк, где можно полюбоваться, как цветет сакура.
Вторая составляющая – архитектура: здания, сооружения, то есть то, что собой представляет образ самого парка.
Третья – это то, зачем туда ходят люди: получить удовольствие, помечтать, развлечься. Для ландшафта и рекреационных задач в городе важны даже маленькие парки — там, к примеру, могут гулять мамы с детьми.
Способствуют ли парковые зоны проявлению гражданской активности, развитию городских сообществ?
Конечно, ведь человеку не все равно, где он живет. А сейчас дворовые пространства забиты машинами, газонов очень мало. И в этой ситуации люди готовы создать рядом с собой, своими руками детскую площадку, благоустроить свой двор. Они могут создать даже свою парковую территорию. Ко мне часто обращаются люди с просьбой что-то посадить на территории парка.
Люди действительно стали задумываться и осознавать, где они живут и чем живут, чем знаменит их город, какая у него история, как его можно позиционировать, что может стать брендом.
Парк – это городское пространство, на котором удобно проводить разные эксперименты. Это как классная доска — если что-то не получилось, то можно стереть и написать заново.
Насколько близок вам современный тренд использования парковых пространств для вовлечения людей в благотворительность, в общественно-полезную деятельность?
Я уверен, что парк для этих целей — шикарная площадка, приходи и организуй, что хочешь.
Неслучайно «САПИР» в 2009 году стал инициатором проведения всероссийской благотворительной акции «Улыбнемся солнечному дню», которая вот уже 5 лет подряд в едином порыве объединяет всех неравнодушных людей от Калининграда до Владивостока. С помощью посетителей парка оплачиваются билеты на аттракционы детям из многодетных семей, детям-сиротам. За время существования акцию поддержали более 100 парков. Для нуждающихся ребятишек собрали более 100 тыс. билетов на аттракционы. И сами дети в день акции опускают билетики на аттракционы в «солнечные копилки» и говорят: «Пусть еще кто-то покатается».
Чем такая инициатива полезна благополучателям и посетителям, понятно. Но что это дает непосредственно парку?
Такие инициативы, как акция «Улыбнемся солнечному дню», призваны как раз привлечь внимание широкой общественности к паркам культуры и отдыха как к площадке для реализации социальной активности населения, показать, что мы открыты людям, СМИ, власти.
Возвращаясь к вопросу об идеологии, можно говорить о том, что в парках таким образом развивается идеология доброты и красоты.
Сейчас многие говорят о создании доступной среды в городе. Какие шаги предпринимаются для того, чтобы сделать городские парки доступными для людей с инвалидностью? Есть ли уже положительные примеры?
Самый яркий пример – Сочи. Я там недавно был. Действительно, все олимпийские объекты, включая парки, приспособлены для инвалидов. «Сочи Парк» — тематический парк развлечений, адаптированный для людей с инвалидностью.
Игровая площадка для детей-инвалидов откроется летом этого года в городском саду Томска. Руководство парка вложило в переоборудование «Томской крепости» — игровой детский городок с аттракционами, качелями и каруселями, на которых могут играть дети с ограниченными возможностями, — около четырех миллионов рублей. Пусть это маленькое пространство, но на нем люди с инвалидностью могут сами передвигаться. Так должно быть!
В нашем профессиональном сообществе эта тема тоже поднимается. Мы думаем о том, чтобы создать в нашей ассоциации специальный отдел, чтобы заниматься этим вопросом. Надо готовить проекты, искать финансирование, воплощать их. Но это задача не только одного бизнеса.
А какие мировые практики городских форматов вам нравятся и вы бы хотели позаимствовать их для России?
В Италии есть небольшой городок Сиена. Там проживает где-то около 60 тыс. жителей. Два раза в год на центральной площади они проводят скачки на лошадях. Все устройство города, его управление строится на этих скачках. Каждый микрорайон выбирает себе символ животного, находит старшего управляющего, находит лошадь, выделяет для нее дом, ухаживает, смотрит за ней, покупает ездока. Люди живут праздником. А это заставляет людей объединяться. Если у кого-то родился ребенок, они всем городом идут поздравлять, кто-то умер – все идут хоронить. Мне нравятся такие городские форматы, они объединяют людей.