Полина Филиппова, директор по программной деятельности CAF Россия
Некоммерческому сектору, условно говоря, 20 лет. Сейчас, как нам кажется, мы проходим этап самоопределения. Пока что понимание того, какие мы, носит размытый характер. Мы предлагаем использовать для самоидентификации термин «благополучие человека» (well-being), хотя сейчас он и не очень популярен и его пока нет в публичном дискурсе.
Пожалуй, одна из важнейших ролей нашего сектора в том, что мы единственные продвигаем тему индивидуального благополучия. Государство отвечает за общество в целом, у него другие задачи. Коммерческий сектор создает другие ценности. Идея благополучия — это та позитивная повестка, которой обществу очень не хватает. И это не просто некий лозунг. Есть хорошо разработанная модель, описывающая благополучие. Прежде всего, это личное благополучие. Западные коллеги формулируют его как эмоциональное благополучие, наличие жизненных сил, деятельность, которая осмысленна, это запас внутренних ресурсов, устойчивость к внешним изменениям, благополучие на работе. Эта модель нуждается в адаптации для России, например, в таком компоненте как фактор собственного достоинства. Благополучие, как нам кажется, может стать новой рамкой для осознания роли сектора в обществе. Личное благополучие в ряде стран уже становится важнейшим фактором для оценки успешности общества.
Мария Черток, директор CAF Россия
Некоммерческий сектор достаточно сильно раздроблен. Каждый из нас думает в терминах своего собственного маленького участка, на котором работает — будь то дети, животные или что-то еще. Для нас самих собственные границы не очень видны и не очень актуальны. Нам кажется, что мы решаем важные проблемы, а что делают остальные, что сектор имеет самость, идентичность — для нас не очень очевидный момент.
Но реальность быстро меняется. Происходит расширение границ сектора. Возникают социальные предприятия, совмещающие коммерческую и некоммерческую реальность. Например, появляются мастерские, где работают инвалиды, или НКО, оказывающая платные услуги. Растет число неформальных объединений – это могут быть волонтеры, инициативные группы, охранные дружины. Бюджетные учреждения очень активно начинают выходить на рынок фандрайзинга и втягивать в контур своей деятельности разные технологии, темы, проблемы, типичные для некоммерческого сектора. Есть также околополитические группы, псевдо-НКО.
Сектору необходимо определиться в новых границах, сформулировать общие ценности, найти работающие механизмы солидарности. Если сектор выступает как единая сила, просто и понятно объясняя, на каких ценностях мы стоим, в чем наша добавленная стоимость, гораздо проще объяснять, кто мы такие.
Солидарность очень важна, в ней есть большая потребность. Вспышки солидарности возникают, как правило, на почве угрозы, а не на почве формулирования позитивной повестки.
Некоммерческий сектор ставит в центр своей деятельности человека — не массу людей, а именно человека с его конкретными проблемами. Сектор может оперативно реагировать на проблемы и потребности этого конкретного человека. Если некоммерческий сектор сможет поднять идею индивидуального благополучия, это будет иметь хорошие последствия для общества в целом.
Татьяна Бурмистрова, директор Фонда «Навстречу переменам»
Мне очень нравится термин «благополучие человека». То, что мы называем благополучием, мало используется в обществе. Двадцать лет назад многие организации боролись «против». Бороться всегда легко — бороться против рака груди или против муниципалитетов, которые не выполняют какие-то задачи. Затем самые продвинутые стали бороться «за». Бороться за счастливое детство, за здоровую экологию. Борьба – это всегда что-то военное. Сейчас нам предлагают не бороться, а работать ради благополучия. Это замечательное новшество, говорить про это правильно и нужно.
Владимир Берхин, президент Благотворительного фонда «Предание»
На мой взгляд, в модель концепции благополучия ложатся чисто коммерческие компании, занятые тренингами личностного роста. Или современный бизнес, который формулирует миссию, чтобы не заработать денег, а менять мир к лучшему. Конечно, в этом есть определенный процент лукавства, в то же время я много раз сталкивался с мнением, что те, кто не стремится изменить мир, успеха никогда не достигнут. Те, кто просто решил заработать денег, заработает мало, что современная экономика основана на отдаче. Выигрывает тот, кто создает максимальные возможности для сотрудничества. Наш фонд работает в сети. Мы заметили, что чем больше мы отдаем, тем больше привлекаем пожертвований. Этот доклад ставит важную проблему. Но ответа не дает. Мир изменился, но что с этими изменениями делать, не очень понятно.
Елена Тополева-Солдунова, директор Агентства социальной информации
Мы должны осознавать, что никогда не договоримся об общих ценностях для всего сектора — ценностях, которые разделяют все НКО, просто потому что невозможно со всеми их согласовать. Но все же разговор уникальности сектора и тех критериев, которые отличают сообщество НКО от бизнеса и власти, очень ценен. Благополучие человека вполне может быть рассмотрено как один из таких критериев, но чтобы быть уверенным, что это существенный критерий, необходимо проверить данную гипотезу, например, на сотрудниках НКО, проведя фокус-группы. Нужно убедиться, что это вызовет резонанс, вызовет эмоциональный, а не только рациональный отклик. И в дальнейшем проверить, насколько эти ценности будут понятны обществу.
Ирина Кабенина, руководитель программ по развитию гражданского общества представительства Евросоюза в России
Действительно, благополучие — это термин, который понятен большинству людей. Но гораздо больший вызов для сектора НКО заключается в том, чтобы активизировать потенциал каждого человека. Донести мысль, что, имея личный опыт решения проблемы, действуя активно, можно повысить самооценку, повлиять на собственную жизнь, добиться личного благополучия.
Мы все понимаем, что должны менять менталитет людей, а это сложная задача. Помочь в этом может рассказывание историй. Сейчас очень востребовано такое направление, как мультимедиа сторителлинг. Этой технологии можно научиться. Если мы хотим обновлять состав некоммерческого сектора, вовлекать молодежь, нужно использовать технологии, которые молодежь привлекают.