Новости
Новости
21.11.2024
20.11.2024
19.11.2024
18+
Интервью

ОЛЬГА ВАРПАХОВСКАЯ: почему снова в ясли?

Центр ранней социализации «Зеленая дверца» в октябре празднует 19-летие. 19 лет центр помогает малышам и их родителям понимать и принимать друг друга, общаться с другими людьми, выражать эмоции, не травмируя окружающих, управлять своим телом, не набивая многочисленных шишек. О том, почему образование в возрасте от нуля до трех совершенно необходимо, каким оно должно быть, и почему, вопреки официальной точке зрения, оно все же не услуга, рассказывает Ольга Варпаховская, координатор центра, основатель Региональной общественной организации «Мы и наши дети».

Год назад мы были очень воодушевлены: проект федерального стандарта дошкольного образования предусматривал пристальное внимание государства, профессионального сообщества и общества в целом к развитию и образованию детей самого раннего возраста. Для нас это было основополагающим событием в жизни нашей страны. Ведь речь идет о периоде жизни человека, когда формируются ценности, важнейшие с точки зрения развития личности. Ценности, которые будут основой жизни нашего общества в самое ближайшее время.

Варпаховская в игровом пространстве

Снова в ясли

Прошел год, и мы в растерянности. Почему наши ожидания не оправдались? Почему детям раннего возраста предлагают снова вернуться в ясли, объясняя это тем, что дети до трех лет — не те дети, которых надо чему-то учить?
Ко дню рождения нашего центра мы проводили круглый стол «Зеленая дверца» и ее вклад в дошкольное образование: почему она нужна не только детям, родителям, но и обществу, и государству. Год спустя». Родители, педагоги, психологи, психотерапевты взволновано обсуждали, что же происходит в обществе, почему сложилась такая ситуация, когда дети раннего возраста остаются за бортом образовательной системы?

Еще до разработки федерального стандарта дошкольного образования все дошкольные работники знали: самые трудные группы – младшие, до трех лет. Дети плачут, болеют, текучка воспитателей… В условиях слияния образовательных учреждений в образовательные центры дети до трех лет оказываются лишними. И если согласиться, что «учить» в этом возрасте все-таки надо, как выстраивать основополагающее развивающее образование, если в этом периоде детства освоение человеческой культуры протекает вне привязки к системе учебных предметов? Образование детей этого возраста требует своей методики, а главное «иных форм образа жизни в образовательном учреждении». Проще решить, что учить в этом возрасте нечему.

«Развивалки» на любой вкус

Конечно, родители, кто посостоятельнее, ищут различные альтернативные системы раннего развития. Спрос рождает предложение, и выбор сегодня большой – «развивалки» на любой родительский вкус, развивающих центров – сотни. С одной стороны, это прекрасно, что формы помощи семьям с маленькими детьми так разнообразны, что мама и папа могут выбрать, что нужно им – именно им! С другой – большинство этих разнообразных форм являются по сути ответом на запрос большинства родителей, которые считают, что занятия английским, музыке, укрепление мелкой моторики и т.д. обеспечат успехи в школе, а с ними успешную (счастливую?) жизнь ребенка.

Бывают такие характерные звонки в «Зеленую дверцу».

— А у вас общение на английском языке? — Я успела только сказать «нет» и хотела продолжить про то, что у нас есть, но в трубке уже зазвучали гудки.

Или спрашивают:

— А у вас какие занятия проходят? Рисование? Музыка?

— А у вас можно заказать праздник?

Родители и дети в игровом пространстве

«Естественное родительство»

Некоторые семьи, разочаровавшись в ускоренном развитии детей на основе занятий, обещающих интеллектуальный рост, теперь ставят во главу угла «естественное родительство». К нам в «Зеленую дверцу» ходило много таких мам. Хочу отметить, что в «Зеленой дверце» мы, принимающие, никогда не говорим, что хорошо, что плохо. Но у нас тоже есть своя точка зрения, и мы говорим о том, с чем мы согласны, а с чем нет.

Так вот, когда мама говорит, что следует природе и кормит ребенка грудью до двух, а то и до трех-четырех лет, когда дает ребенку грудь, если малыш споткнулся и от неожиданности заплакал, – у нас есть возможность обратить мамино внимание на то, что человек, конечно, тоже природное существо, но все-таки со своей человеческой спецификой.

И потом даже, например, собака кормит свое потомство ровно до того времени, когда щенок сможет есть более твердую пищу. И она, собака, рычит и даже покусывает щенка, если он пытается опять пристроиться к соску…

Человек вообще – а маленький человек, только вступающий в мир, особенно – чтобы этот мир изучать, остро нуждается в базовой безопасности, идущей от близкого ему взрослого. Ему жизненно необходимо абсолютное принятие, на основе которого строится надежная привязанность ребенка в младенческом возрасте. Но привязанность – это не закабаление ребенка, не завладение им! Разве можно превращать жизнь ребенка в кабалу? Или владеть им как вещью – пусть дорогой и любимой?

Человек сразу же, с момента рождения, вступает в равноправные, истинно человеческие отношения. Он имеет все права человека, уважающего другого человека, только потому, что он человек. И общение он строит на вербальной основе. Еще не говорящий малыш понимает обращенную к нему вербальную речь и впитывает ее так же старательно, как грудное молоко. Он ждет словесного, человеческого объяснения того, что с ним происходит, а не обращения с ним как с бессловесным млекопитающим.

SONY DSC

Недоосмысленная ценность раннего детства

Может быть причина того, что детей раннего возраста возвращают в систему ухода и присмотра, как раз в том, что ценность этого периода развития все-таки не достаточно осмыслена?

Ранний возраст кажется всем самым благополучным, не требующем особых хлопот. Малыши в нарядных платьицах, с красивыми игрушками… Ну иногда не хотят есть столько, сколько мы хотели бы им дать. Ну плачут, когда ушиблись, но если показать птичку — замолкают. Идут, куда мы их ведем. Правда, иногда плохо засыпают, но все же засыпают и спят как ангелочки.

А разве не очевидно, что искаженные детско-родительские отношения в этом, самом чувствительном к развитию ребенка, периоде аукнутся проблемами в школе, особенно в подростковом возрасте? А если вечные проблемы отцов и детей как раз коренятся в том, что не услышали они друг друга в раннем детстве? Сначала родители знали, что нужно ребенку, а потом повзрослевшие дети знают, что нужно постаревшим родителям. Только ни те, ни другие не могут, не умеют выстроить взаимно уважительный диалог.

Интеллектуальное и эмоциональное

Мы заняты развитием интеллектуальной сферы ребенка, а что делать с эмоциональной? Откуда берется агрессия? Сторонники «естественного родительства» считают, что агрессия проявляется тогда, когда отсутствует привязанность. В «Зеленой дверце» можно видеть мам, которые трехлетних детей приносят в слингах. Они к нам «приходят общаться», но прячутся за стенку сепарации со своими детьми, сидят там, практически сливаясь телами, и не с кем не общаются. Если кто-то из детей приближается к ним, малыш такой мамы тут же проявляет явную агрессивность. Весь его воинственный вид и угрожающие требования – «уходи!», – говорят о том, что этот ребенок видит существенную угрозу ото всех, кто, по его мнению, может проникнуть в их с мамой неразрывное слияние. О необходимости ранней социализации для полноценного развития в такой семье не вспоминают.

Интеллектуальное развитие вещь необходимая, но не достаточная. Да и происходит оно не так просто – путем поглощения порции знаний, приготовленной кем-то из близких. В раннем возрасте в первую очередь ребенок познает себя, свое место в семье, свое место среди других людей, пространство вокруг себя. И прежде всего, учится контактировать с другими людьми сначала в присутствии тех, кому он доверяет, затем расширяя пространство социальных контактов. Все это пища для развития интеллекта, эмоционального проявления при знакомстве с социальными ограничениями, которые впервые в социальном пространстве ребенок должен принять в присутствии близкого человека. Именно взаимодействуя в присутствии матери с другими детьми и взрослыми, ребенок развивает доверие к себе и учится доверять другим, приобретает возможность слушать и слышать другого, что позволит ему в дальнейшем делать собственные открытия и принимать готовое знание.

Принять знание, которое ребенок готов получить, и уметь повторить то, что от ребенка хотят услышать, – не одно и то же.

Мы думаем, что тревоги современных родителей происходят от того, что, к сожалению, очень многие люди не чувствуют безопасности в этом мире, не готовы доверять другим людям.

До тех пор, пока в таких местах, как «Зеленая дверца», сами дети и их родители не проживут опыт принятия детей и родителей этих детей другими людьми, – так и будем мы, очевидно, думать, что главное – переполнить случайными знаниями детей, еще не нашедших себя, своего места среди других, не готовых к диалогу на предвербальном и вербальном языке. Мы так и будем думать, что раннее детство – малозначащий период человеческой жизни, а малыши – это маленькие симпатичные сосудики, которые надо переставлять с места на место и заполнять различными сведениями, которые нам взрослым кажутся важными.

SONY DSC

Гении и «не гении»

«Уважение и восхищение вызывает большое, то, что занимает много места. Маленький же повседневен, неинтересен. Маленькие люди — маленькие и потребности, радости и печали», – так писал Януш Корчак 100 лет назад.

Может быть, здесь источник всех страданий общества, в котором уважение вызывает только тот, кто выше всех прыгает, у кого больше всех медалей, руководитель концерна, миллионер… А остальные? Должны чувствовать себя неуспешными, виноватыми: мой ребенок не гений?!

Жизнь гениев очень трудна, их в большинстве случаев не принимает общество, оно не готово услышать то, что для него еще не стало своим. Как живет общество – определяют именно «не гении». То есть все мы, взрослые и дети.

Мы живем под шквалом информации. Такие модели, как модель «Зеленого дома», позволяют нам эту информацию обдумывать, обсуждать. И этот шанс нужно использовать, чтобы не блуждать столетиями и во время прийти на помощь маленьким детям, и гениальным, и не очень, главное – становящимися человечными.

Не услуга, не товар, а социальное благо

Время не ждет – младенчество и раннее детство быстро, очень быстро, всего за три года проходит, а проблемы, которые множатся в этом возрасте, часто сопровождают нас всю жизнь.

Конечно, «Зеленая дверца» живет уже 19 лет, в нее приходят мамы, приводят первенцев, вторых и третьих детей. Приходят те, кто пережил разлуку с мамой или папой, и кто, наоборот, обрел любящую семью. А те, кто реализует эту модель поддержки всех семей с маленькими детьми, к сожалению, чувствуют отношение государства: зачем помогать таким центрам, если те, кто хочет в них ходить, могут платить за эту услугу?

А дело как раз в том, что «Зеленая дверца» — не услуга, не товар, за который необходимо платить, а социальное благо, сама социальная жизнь, которую мы создаем все вместе для себя и своих детей.

Я надеюсь, мы будем услышаны, и опять проблемы детей самого раннего возраста станут проблемами первостепенной важности. Если это случится, то наша работа в «Зеленой дверце» будет, наконец, востребованной не только родителями, которые не имеют возможности финансировать все ее затраты, но и теми, кто заинтересован в оздоровлении всего общества.

Фото: из архива Ольги Варпаховской

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике