Отстаивая программу, мы смогли оперативно мобилизовать свои ресурсы, объединить усилия и провести целую кампанию по защите общественных интересов. Это само по себе здорово – в последний раз такой успех у нас был, кажется, в 2006 году, когда вот так же, общими усилиями, удалось смягчить драконовские поправки в законодательство о некоммерческих организациях.
А кроме того, кампания в защиту программы показала, что за пределами сектора сегодня нас готовы поддерживать люди из разных сфер, разного статуса и убеждений. Помогали чиновники и целые министерства, политики, депутаты, актеры… Потому что они понимают, какую важную роль играют сегодня некоммерческие организации и что для них значит эта программа. И в то же время, выяснилось, что среди тех, от кого зависит принятие решений, еще много людей, этого совершенно не понимающих или понимающих не вполне.
То есть расслабляться нельзя. Если мы хотим, чтобы программа и дальше работала, нужно выстраивать четкую систему аргументов в ее пользу и при каждом удобном случае объяснять ее роль и отличия от других форм господдержки, включая президентские гранты, региональные грантовые программы, поддержку, которую оказывают министерства и т.д.
Мы держали кулачки за программу до хруста в суставах, суеверно боялись перевести дух даже после третьего чтения в Госдуме, даже после утверждения Советом Федерации. Теперь можно. Я хочу восстановить последовательность событий и поблагодарить всех, кто причастен к нашему общему успеху. Прошу простить за длинный список, но героев много.
Все начиналось с петиции в интернете и сбора подписей. В этом очень помогли Елена Альшанская, Елена Клочко, Влада Муравьева. Открытое письмо Президенту РФ подписали тысячи людей и сотни организаций, и каждый из них внес свой вклад в общий успех. Параллельно началась «точечная» работа – с людьми и организациями, имеющими контакты с теми, от кого зависит принятие решения. Подключились Высшая школа экономики, Ярослав Кузьминов и Лев Якобсон, Ассоциация фандрайзеров и Ирина Меньшенина, ГАООРДИ и Маргарита Урманчеева, Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения и Александр Спивак, Архангельский центр социальных технологий «Гарант» и Марина Михайлова.
Программу поддержки СО НКО с самого начало отстаивало Минэкономразвития, которое ее курирует. В поддержку выступили Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека и лично Михаил Федотов, Общественная палата – Александр Бречалов, Иосиф Дискин, Диана Гурцкая, Комитет гражданских инициатив и Алексей Кудрин, Уполномоченный по правам человека Элла Памфилова. Много для нас сделал Совет при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере и особенно Егор Бероев. Поддержали общественные советы при Минтруде и Минэкономразвития. А вот Общественный совет при Минфине, в который мы тоже обращались, так ничего и не ответил.
На нашей стороне выступили эксперты Общероссийского народного фронта, депутаты-единороссы Андрей Исаев, Ольга Баталина, Елена Николаева. О программе говорили на Всероссийском форуме социальных работников, организованном «Единой Россией» в Ярославле.
Конечно, важнейшую роль сыграл Дмитрий Анатольевич Медведев: в свое время программа создавалась при его поддержке, и в трудную минуту он лично выступил в ее защиту и обещал поправить ситуацию. Помогли Ольга Голодец, Аркадий Дворкович. Нас поддержали в Совете Федерации — Валентина Матвинко, Галина Карелова.
Ужасно боюсь, что все-таки забыла кого-то назвать. Поэтому оставляю список открытым.