Эти копейки в рубле – как раз то, что делает нас неконкурентоспособными.
С одной стороны, необходимо выровнять условия ведения одинаковой хозяйственной деятельности для некоммерческих организаций, коммерческих организаций и бюджетных учреждений. Особенно в той части, в которой некоммерческие организации привлекаются к производству социальных услуг. Потому что, по нашим прикидкам, приблизительно пять-семь копеек в одном рубле себестоимости услуги либо вычитаются (если вы имеете возможность получить бесплатные консультации, разного рода поддержку, получить более дешевые кредитные ресурсы), либо прибавляются. Эти копейки в рубле – как раз то, что делает нас неконкурентоспособными. Из-за того, что у некоммерческих организаций, как поставщиков услуг, нет подобной инфраструктуры.
С другой стороны, мы не должны забывать, что у нас существуют СО НКО, которые не собираются становиться поставщиками социальных услуг, но при этом они точно так же должны обладать возможностью получать государственную поддержку. И мне нравится, что сегодня институты и правила такого рода поддержки, наконец-то, начали формироваться.
Инфраструктура – это достраивание элементов поддержки СО НКО в сторону гарантированного минимального государственного сервиса для некоммерческих организаций.
У нас появится статус инфраструктуры. Это очень важно, потому что на региональном и муниципальном уровнях у органов исполнительной власти и местного самоуправления нет полномочий по формированию инфраструктуры поддержки СО НКО. Они, на свой страх и риск, финансируют инфраструктуру, тогда как на самом деле должны тратить деньги только на поддержку СО НКО.
А инфраструктурная поддержка – это особый вид поддержки, это не организационно-юридическая поддержка и не финансирование конкретных проектов или конкретных услуг. Инфраструктура – это достраивание элементов поддержки СО НКО в сторону гарантированного минимального государственного сервиса для некоммерческих организаций. Сервиса доступа к тем услугам, которые либо очень дороги, либо вообще отсутствуют на рынке, к услугам для самих некоммерческих организаций: обучения, предоставления информации, получения консалтинга, формирования кооперационных цепочек, рекрутинга и поиска персонала, формирования стандартов. Ко всему тому, что сегодня является частью нормального администрирования.
Сегодня государственная поддержка достраивается этим элементом: поддержкой деятельности организаций разных форм собственности, которые работают с некоммерческими организациями и уменьшают их издержки через предоставление им услуг по администрированию процедур, по повышению качества, квалификации и так далее. Бесплатно или на льготных условиях. Это замечательно.
Существует еще вопрос общественного блага.
Мы должны понимать, что общественные организации необходимо поддерживать таким образом, чтобы это было выгодно не только самим организациям, но было еще и общеполезно. Инфраструктурные организации позволяют более устойчиво и равномерно распределять государственную поддержку среди СО НКО. Один раз создав консультационный продукт или обучающий курс, сделав его публично доступным (а это и есть инфраструктурное сопровождение деятельности), государство помогает большему числу организаций, чем если бы это была одна организация, которой просто выделили деньги.
Говорить об этом не время. Но мы точно двигаемся в этом направлении.
Мы делаем следующий шаг в сторону институтов поддержки. Осталось лишь ввести норму о том, что некоммерческие организации должны привлекаться к формированию политики государственной поддержки СО НКО. Но поскольку сейчас это называется «политической деятельностью», говорить об этом не время. Но мы точно двигаемся в этом направлении.
Мне кажется, что необходимо внести некоторые коррективы в формулировки законопроекта, чтобы в нем были учтены любые формы организаций инфраструктуры. В некоторых регионах такая инфраструктура формируется в виде бюджетного учреждения, а та формулировка, которая сегодня содержится в документе, этого не учитывает.
В документ также необходимо добавить указания на то, что правила формирования и финансирования этой инфраструктуры должны быть сформированы соответствующими нормативными актами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Это позволит нам в самое ближайшее время создать процедурные механизмы финансирования, создания и поддержки подобных инфраструктурных организаций.