В этом году на поддержку третьего сектора направлено 4,6 млрд рублей – на 360 млн больше, чем в предыдущем. Но в России зарегистрировано более 200 тыс. некоммерческих организаций (НКО), и мест на корабле под названием «Бюджет» хватит явно не всем. Тем, кто окажется за бортом, на выручку придут современные эффективные инструменты продвижения социальных проектов в интернет-пространстве, уверены эксперты.
Реклама в Google бесплатно – возможно!
Чего вы могли бы добиться, имея 10 тыс. долларов ежемесячно на рекламу в Google AdWords? Сегодня с помощью бесплатной таргетинговой рекламы на сайте Google филантропы из более чем 50 стран увеличивают сборы пожертвований, спасают детские жизни, ликвидируют последствия стихийных бедствий, борются за чистоту окружающей среды. Преимуществами этого кейса уже воспользовались более 20 тыс. НКО по всему миру.
Программа поддержки благотворительных организаций Google Grants запущена в России почти семь лет назад, но до сих пор ее возможностями пользуются далеко не все, кому она доступна.
7 инструментов Google для некоммерческих организаций
Ирина Пенькова, координатор платформы для взаимодействия горожан и власти iGrajdanin (Коломна, Московская область)
с помощью сервиса Google Analytics внимательно отслеживает малейшие колебания трафика и детально анализирует действия посетителей сайта.
За две недели с момента регистрации проекта в Google Grants – вдвое больше посетителей, рост конверсии сайта до 7% и новые города на карте проблем. Сейчас на платформе зарегистрировано почти 5000 пользователей из 465 городов России. Команда iGrajdanin стремится улучшить показатели, экспериментируя с ключевыми словами и ежедневно оценивая эффективность аккаунта.
«Разобраться в работе Google AdWords совсем несложно, — уверяет Ирина. — К тому же при необходимости можно обратиться в службу техподдержки. В данном случае единственная инвестиция со стороны НКО – затраченное на работу с аккаунтом время, которое очень скоро «окупится» новыми спонсорами и волонтерами».
Кстати, сам проект Google Grants поддерживается исключительно силами добровольцев. Сотрудники Google работают над ним в свободное время.
Как получить грант от GOOGLE
Соискателю необходимо заполнить заявку на участие. НКО должно иметь статус благотворительной организации и собственный сайт. Также потребуется подтверждение, что организация вправе получать и использовать пожертвования. Подробные условия получения рекламного гранта доступны по ссылке.
Из оффлайна — в онлайн
Наталия Тихомирова, сотрудница российского офиса Google,
одна из тех, кто занимается продвижением бесплатных сервисов для НКО на общественных началах. Когда еженедельно Интернетом пользуются более 80 млн человек, быть оффлайн – непростительная ошибка, считает она.
«С помощью современных технологий можно бесплатно или с минимальными вложениями решить обширный круг задач, которые стоят перед НКО любого размера, – говорит Наталия. – Помимо бесплатной контекстной рекламы на Google, еще один отличный способ сэкономить — перейти на бесплатное облачное ПО (онлайн-документы, презентации и таблицы). Ну а если некоммерческой организации есть что показать, советую завести канал на YouTube. Так поступили, например, создатели первого благотворительного мультфильма «Летающие звери».
Прибыль от продажи сувенирной продукции с изображениями героев мультсериала идет на благотворительность, а именно – на лечение детей через фонд «Помогать легко».
YouTube предлагает НКО расширенный набор функций, в том числе загрузку видеофайлов любой длины, возможность накладывать ссылки (оверлеи), ведущие зрителей на сайт или приглашающие участвовать в сборе пожертвований и других социальных акциях.
Краудфандинг доступен и для деревни
Пока старшеклассники, оторвавшись от гаджетов, ухаживают за домашними животными, возделывают огород и пробуют экологически чистые продукты в Центре развития крестьянского труда, его хозяйка
Надежда Варлевская (пос. Березовка, Карелия)
ищет новые возможности для интернет-краудфандинга. До недавних пор фермер средней руки не получала никаких грантов. Мечта восстановить поселковый Дом культуры привела ее на форум «Сообщество», а потом и в интернет. Заручившись поддержкой фонда «Перспектива», она смогла привлечь дополнительный миллион рублей на обустройство клуба через краудфандинговую площадку Boomstarter.
«До последнего нам не верилось, что это возможно, — говорит Надежда. — Сегодня посредством народного финансирования мы пытаемся собрать средства уже на второй проект, который предусматривает строительство Центра развития крестьянского труда. Хотим делиться опытом с начинающими фермерами, проводить экскурсии для молодежи.
«Средств, которые выделяются через президентские гранты на НКО, хватает далеко не всем. Путем софинансирования через краудфандинг можно закрыть эту брешь, — уверена Анастасия Марищук, специалист по связям с общественностью Boomstarter. — За прошедшие пару лет краудфандинг стал одним из наиболее удобных и эффективных инструментов реализации самых смелых идей. Наша платформа предлагает свой сервис для запуска проекта, консультации квалифицированных специалистов на протяжении всей кампании, а также собственные каналы продвижения (пользователи платформы, кураторы, блог, социальные сети). Помимо получения денежных средств, запуск кейса на краудфандинговой площадке позволяет рассказать о деятельности конкретной некоммерческой организации».
Краудфандинг – это цепная реакция. Даже если люди не готовы дать деньги на проект, они расскажут о нем своим друзьям, которые возможно захотят поучаствовать в развитии вашей идеи и внести определенную сумму, купив понравившееся вознаграждение.
Что нужно для запуска проекта на BOOMSTARTER
Для того чтобы начать работу, потребуется:
• зарегистрироваться на сайте;
• описать с помощью специальной формы свой проект (визитная карточка вашей идеи);
• придумать интересные вознаграждения для спонсоров;
• рассчитать расходы (сумма, которая вам нужна и затраты на вознаграждения);
• заблаговременно спланировать продвижение;
• активно продвигать проект на протяжении всего срока сборов;
• быть готовыми менять тактику продвижения;
• реализовать проект и разослать вознаграждения.
Пять способов заявить о себе в Сети
Эффективная пиар-кампания проекта – это ежедневная работа, требующая постоянной вовлеченности и поиска нестандартных путей продвижения. Но оно того стоит, если вы, действительно, нацелены на результат.
Денис Корбаков, директор веб-студии «Энерго»,
называет еще пять способов заявить о себе в Сети.
Топ-5 возможностей продвижения организации в интернете,
которыми НКО пока не пользуются:
1. Сервисы конструкторов сайтов или лендингов, наподобие такого или такого, позволят даже самой маленькой НКО бесплатно или за небольшие деньги создать качественный сайт или веб-страницу (landing page), которые будут дружелюбными к различным устройствам.
2. Инструменты продвижения в социальных сетях. Даже такие известные фонды как «Подари жизнь» имеют в Facebook максимум несколько десятков тысяч подписчиков, хотя их аудитория могла бы быть миллионной. Как увеличить аудиторию, можно узнать с помощью бесплатных лекций, например, специалиста по SMM Дамира Халилова.
3. Популярные блоги, авторы которых часто предлагают размещать информацию бесплатно.
4. Специализированные информационные площадки и стартап-площадки, например, такие как vc.ru или ToWave, на которых можно найти потенциальных партнеров из предпринимательской среды. Бизнес часто заинтересован в социальных проектах ради собственного имиджа и продвижения.
5. Веб-сервисы для организации массовых мероприятий, такие как TimePade, которые позволяют широко анонсировать, к примеру, социальные акции.
«Прежде чем начать взаимодействовать с аудиторией через Сеть и использовать различные инструменты, уделите время изучению данного вопроса с помощью, например, Академии Яндекс, чтобы получить начальное представление о сайтостроении, продвижении в интернете, использовании метрик для оценки поведения пользователей, – рекомендует Денис.
Почему НКО необходимо искать новые ресурсы для реализации своих миссий?
Александр Свинин, генеральный директор фонда «Перспектива»
Как один из девяти грантооператоров мы курируем проекты, способствующие развитию малых городов и сельских территорий. В 2016 году распределим 480 млн рублей в виде грантов. На конкурс ожидается около 1600 заявок, но поддержать в итоге мы сможем лишь 300-350 проектов. Очевидно, что НКО необходимо искать новые ресурсы для развития, привлекая бизнес и частные пожертвования.
Мы успешно приступили к сотрудничеству с платформой Boomstarter. Проекты, выигравшие грант Президента РФ от фонда «Перспектива», смогут получать софинансирование через инструменты краудфандинга. Мы готовы всячески помогать их авторам в этом. Один из таких успешных кейсов – проект из Перми «Школа фермеров», которому уже удалось собрать необходимую сумму.
Андрей Давидович, платформа iGrajdanin.ru
Один из барьеров для достижения максимальной эффективности работы НКО – ориентирование только на финансирование за счет государственных средств. В таком подходе есть существенные минусы.
Во-первых, ресурсы государства небезграничны, и нужно понимать, что оно для НКО может выполнять функцию «бизнес-ангела» только на ранних этапах развития. Дальше – сами.
Во-вторых, НКО, планирующие свою деятельность исключительно на основе государственной поддержки, упускают массу других возможностей для развития и, как следствие, расслабляются, становятся менее эффективными. НКО, стремящиеся к развитию, не должны зацикливаться на простейшем варианте, а активно изучать и применять на практике механизмы фандрайзинга, краудсорсинга и других современных технологий продвижения и экономики совместного потребления.