Новости
Новости
20.12.2024
19.12.2024
18.12.2024
18+
Колонки

ЮРИЙ БЕЛАНОВСКИЙ: «Волонтеры — не бесплатная рабсила»

В 2018 году Госдума приняла закон о добровольчестве, который предполагает формирование «единой информационной системы волонтерства». Руководитель добровольческого движения «Даниловцы» Юрий Белановский рассказал о том, почему считает «базу волонтеров» неэффективной.

юрий белановский
Юрий Белановский. Фото: Глеб Щелкунов/АСИ

Я против появления в России «единой информационной системы» о волонтерстве. Я против одного авторизованного государством мегапортала о добровольчестве, в котором находятся все волонтеры и все «заказчики». «Единые системы», а особенно те, что нацелены на масштаб страны, как правило, громоздки, неповоротливы, дороги в обслуживании, требуют огромного штата, быстро устаревают, ибо не могут идти в ногу со временем. Волонтерство — это движение, которое стремительно меняется и находится в постоянном движении. «Единая система» будет просто неэффективна.

Но у меня есть и более серьезные возражения, которые дают мне основания еще сильнее усомниться в пользе «единой системы» для развития и профессионализации волонтерства.

Попытка пожить за чужой счет?

Волонтерство основано на свободе! Любой человек может стать волонтером по своему выбору: сам по себе или от имени одной или нескольких организаций. Его выбор — это фундаментальное право волонтера.

Нет механизмов по противодействию свободной воле.

И при этом я возьмусь утверждать, что волонтеры — это социальный капитал конкретной организации, основанный на партнерстве и взаимном доверии.

Все здесь очень предметно. Волонтер доверяет конкретной организации, ее бренду и тем людям, с которыми вместе волонтерит. Волонтер чувствует сопричастность общему делу. Главным в доверии является ни что иное, как предоставленная возможность делать «то хорошее, что хочу» и организация труда при которой возлагаемая ответственность посильна. В ответ на это волонтер дарит время, свои силы и умения. Но дарит не совсем организации или бренду, а, скорее, доброму делу, совершаемому вместе и от имени бренда.

Организация со своей стороны вовлекает волонтеров. И это не так просто, как кажется. Пробудить у сторонних людей доверие, получить их лояльность — это значит профессионально выстроить PR. Далее волонтеры проходят отбор и подготовку. И все это, не забудем, не должно разрушить личный внутренне дорогой мотив волонтера делать добрые дела. Но и это не все. Необходимо делегировать волонтеру посильную ответственность, организовать труд волонтера, сопровождать его, дополнительно обучать и помогать в случае необходимости.

В итоге волонтеры — не просто строчки в экселевской таблице, а конкретные люди, своего рода отобранная и подготовленная гвардия, заточенная под конкретные добрые дела.

Волонтеры — социальный капитал организации и поэтому открывать свои списки, «расшаривать» их через «единую информационную систему» вовне, проявлять активность со стороны организации к тому, чтобы волонтеры работали на стороне — это самоубийство. Сторонние «заказчики» могут быть менее качественными по организации труда, они могут просто эксплуатировать людей и убивать в них волонтерский дух.

Участие в разных проектах рвет социальные связи, лишая волонтера той опоры и поддержки, которая свойственна команде. Размываются границы, теряется сопричастность к бренду, к организации, и серьезному результату. А в итоге размывается ответственность. Волонтер становится «вообще», а не конкретно. Он должен всем, а значит никому.

Безусловно, есть тут и конфликт интересов. Если одна организация вложилась, вместе с волонтером прошла «огонь, воду и медные трубы», то почему другая организация пользуется этим?

Единая база — это эффективно?

Единая база волонтеров — это мечта многих чиновников, государственных деятелей и… продавцов. В их головах схема следующая. Есть «проблемы» или «задания», так же, как у продавцов есть товар. И есть общая «бочка» с волонтерами (покупателями), куда отсылаются запросы (предложения). И в ответ волонтеры идут и делают (а покупатели — покупают). В общем, получается логично и красиво. Только в жизни это не работает. Даже в коммерции.

Волонтеры всерьез идут делать добрые дела не потому, что они в «бочке» и получили приглашение решить проблему (выполнить задание), а потому, что увидели возможность реализовать свою добрую мечту вместе с теми, кому доверяют, кто готов стать их партнером и разделить с ними ответственность.

Волонтеры — это сообщество живых людей. С сообществом, помимо волонтерского труда, надо работать. Сообщество требует ясных границ. Как минимум, нужно развивать и укреплять горизонтальные связи, поддерживать мотивацию, показывать ощутимый и понятный результат.

Тот, кто работал с базами по рассылкам знает, что общие базы, где собраны все подряд, никому не нужны. Собрать можно сколько угодно людей, но эффективность будет нулевая. Коммерция дает однозначный опыт. Или база формируется под товар, или товар подбирается под интересы и покупательную способность базы. Иначе нельзя. К тому же даже самая лучшая база со временем (два – три года) выгорает и перестает откликаться.

Поэтому лучший способ продаж и лучший способ вовлечения в волонтерство – это, условно говоря, «Яндекс-маркет». Это выдача всем желающим списка предложений по запросу. Причем предложений проверенных и качественных. И эти предложения не связаны в «единую систему», не объедены в список, ассоциацию и пр. Они все — сами по себе. Кто-то появляется, кто-то умирает. А «Яндекс» ищет и выдает пользователям результат, а пользователи пробуют и оставляют отзывы.

Я хочу сказать, что база волонтеров для конкретной организации, для ее работы — вещь необходимая. Но общая база на всех — бесполезная.

Только конкуренция со стороны предложений на волонтерство, основанная на активности и поиске со стороны пользователя (потенциального волонтера), плодотворна и способна к развитию. Почему? Потому что только в таком случае – это свободно взятая ответственность!

Какие есть риски?

Риски в этом случае перекликаются с рисками при организации адресной помощи. Я предлагаю познакомиться со статьей на эту тему. 

Главная проблема всех монополий содержится в ответе на вопрос: кто и зачем тут главный? кто хозяин «единой системы» и какие у него цели? Неизвестно. Обладая единой авторизованной со стороны государства «единой системой», некто получит неограниченную власть. И запросто, даже по ошибке, может обрушить волонтерство в стране. Социальное, так уж точно. Собственно, в регионах это уже потихоньку происходит. Порой медицинские и социальные учреждения отказывают волонтерам из того или другого фонда, так как этого фонда нет в некоем местном реестре «правильных» НКО.

С появлением «единой системы» этот процесс может стать всеобъемлющим! Любой психоневрологический интернат, где проживающие очень нуждаются в прогулках, творчестве, общении, дружбе, будет иметь повод отказывать фондам на основании того, что их нет в «единой системе». Почему их там нет – объяснено выше. Но это никого не будет волновать. Чиновники и руководство казенных учреждений будут рады воспринять эту «единую систему» как повод к запретам.

Чего еще не понимают создатели «единой системы»? За любой базой данных, программой, сайтом или мобильным приложением должна стоять серьезная и заранее отработанная социальная технология. А таковой в России пока нет, она только формируется. Волонтеры — не бесплатная рабочая сила. Они нуждаются в подготовке, поддержке, самореализации и т.д. Но ничего этого «единая система» не предоставляет. Единый сайт или мобильное приложение должны быть не более, чем вершиной айсберга. Но если нет айсберга, будет только видимость вершины. Поэтому второй риск – это показуха.

Третий риск – это безопасность волонтеров, волонтерских организаций и тех людей, кому волонтеры оказывают помощь. Если «единая система» не будет обеспечена службой проверки волонтеров и контроля их работы – она может стать причиной множества бед. Без очной и серьезной проверки любой может напроситься к старушке домой (или в благотворительный фонд), чтобы помыть окна, а на самом деле обокрасть. А может, что и похуже сделать.

Если «единая система» не будет обеспечена службой проверки заказов на волонтерство, то велика вероятность, что волонтеры будут помогать тем, кто в помощи не нуждается и просто хочет сэкономить или ленится что-то сделать сам.

Четвертый риск состоит в том, что такая «единая система» будет недолговечной. Социальная технология по организации волонтерства по определению убыточна и требует постоянного финансирования. И деньги на жизнеобеспечение и развитие нужны куда большие, чем на то, чтобы разработать сайт или приложение. Пусть организаторы «единой системы» узнают, сколько средств ушло и уходит на работу сервиса YouDo? Вот столько надо и тут. Боюсь, что за отсутствием денег «единую систему» в течение пары лет поматросят и бросят.

Итак, популярность и красота идеи «единой системы» ничего не значат. Не время сейчас… Для настоящего развития и профессионализации волонтерства хорошо, чтобы на общем поле росло больше хороших и разных цветов.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике