В начале августа в Ярославской области прошла стажировка для победителей конкурса «Культурная мозаика малых городов и сел 2014-2017». Стажировка была посвящена теме «Место культуры в брендинге и маркетинге территории». На этот раз сотрудники учреждений культуры из восьми регионов России знакомились с туристическим потенциалом и опытом Ярославской области и развивали профильные компетенции в области экономики впечатлений.
Фестивальная история Углича
Маленький уютный Углич, притулившийся на берегу Волги и известный своей ГЭС, в год принимает 405 тыс. гостей. Приезжих в двенадцать раз больше, чем угличан – в городе живет 32 тыс. человек.
В 2007 году 13 городов России, среди которых Тобольск, Елабуга, Азов, Суздаль, объединились в Ассоциацию малых туристических городов, чтобы создавать небанальные туристические решения и привлекать путешественников в небольшие города. Спустя восемь лет, в июле 2015 года, в Угличе состоялся первый Фестиваль малых туристических городов. Юлия Воронова, директор туристского информационного центра «Углич», рассказывает, что праздник стал своеобразной заменой Дню города, атрибуты которого – неизменный салют и огромная сцена с песнями в микрофон – людям уже не очень интересны.
На первый фестиваль приехало немного людей – около 2 тыс. Но те, кто добрался, участвовали в небанальных для маленького города развлечениях: мастер-классах по росписи дерева, лоскутному литью и плетению венков.
Городская администрация и работники туристического сектора поняли, что фестивальную историю можно развивать и индивидуализировать. Так в 2017 году возник местный фестиваль «Углече поле» — по древнему названию Углича. В качестве логотипа утвердили красный пятиугольник в форме здешнего Кремля. В этом году «Углече поле» заменил собой День города. От песен и плясок на сцене уйти не удалось, зато стала развиваться гастрономическая тема.
Гастрономическая тема
Точно никто не знает, почему Углич получил свое название. Город стоит на Волге, река в этом месте широкая, с поворотом. Отсюда вытекает одна из версий названия города: Углич созвучен с углом, на котором стоит. Другая версия отсылает к углю – в древности в этих местах выжигали уголь. Организаторы фестиваля решили зайти с этой стороны и стали активно развивать «угольную» тему, а именно — тему еды, приготовленной на углях.
«Все-таки гастрономическая история Углича не очень древняя и связана, скорее, с XX веком», — считает Юлия Воронова.
На фестивале в июле этого года открыли гастрономический дворик «Кухня на углях», где устроили гастрономическое шоу с дегустациями и творческими мастер-классами. Всю пищу готовили только из продуктов местного производства – это еще одна гордость угличан.
В Угличе производят, кажется, все возможные продукты. По словам Вороновой, почти все окрестности города – это территория органического земледелия, большая часть которой принадлежит холдингу «АгриВолга». Здесь производят органические молочные продукты, сыры, мясо. Еще одно крупное производство района — Угличская птицефабрика, открытая в 1961 году. Десять лет назад ее перепрофилировали в перепелиную, и она стала крупнейшей в Европе. Здесь делают паштет из печени перепелок, и жители окрестных городов и сел в шутку называют угличан буржуями.
«Людей обманывать нельзя»
Но разве могут аграрии быть буржуями? Ярославская область – регион сельскохозяйственный. Например, по объемам производства яиц домашней птицы она стала третьей в России после Ленинградской и Ростовской областей. Так что неудивительно, что даже глава Угличского района носит фамилию Курицын и имеет аграрное образование. Анатолий Курицын встречает нас в здании администрации, в зале с высокими потолками и белоснежной лепниной.
В районе Курицын главенствует второй год. Предыдущие 13 лет жизни он посвятил развитию города Мышкина. Кажется, любовь к Мышкину до сих пор не угасла: как только Анатолий Геннадьевич начинает о нем говорить, глаза его загораются и становятся будто бы ярче. Но теперь он глава района, и надо уделять внимание ему.
«Углич старше Ярославля, Москвы, Америки и крещения Руси», — напоминает собравшимся Курицын.
Для туризма такое положение дел, конечно, плюс: можно открыто и честно эксплуатировать древнюю историю поселения начиная с убийства в XVI веке царевича Дмитрия, князя Углицкого. История эта хоть и грустная, зато яркая и запоминающаяся, и потому образ царевича запечатлен даже на флаге и гербе города.
Одной из главных проблем туризма в районе Курицын считает то, что гости редко задерживаются в Угличе больше, чем на один день. Этого времени достаточно, чтобы посмотреть несколько храмов и музеев, и уплыть дальше на своем белом теплоходе. Администрация, разумеется, не хочет, чтобы турист уплывал.
«Сейчас наша главная задача — задержать туриста в районе больше, чем на один день», — говорит Курицын.
Потому в городе создают новые мероприятия, например ставший знаменитым Фотопарад в Угличе. В этом году он прошел в 12-й раз, на него приехала почти тысяча гостей, деньги которых, по мнению Анатолия Геннадьевича, должны работать на благо местных жителей. Кроме туристов, деньги району могли бы приносить инвесторы.
«У нас в районе большая проблема. Приходит инвестор, он хочет землю. А здесь сложно найти свободный участок – их почти нет».
Многие здания в городе ветшают, бюджета на консервацию и реконструкцию не хватает. Например, даже историко-культурная экспертиза, необходимая для придания постройке официального статуса объекта культурного наследия, стоит 35 тыс. рублей. Бюджет Угличского района — 1 млрд 700 млн, из них всего 200 млн – «своих».
Многое в вопросе сохранения культурного наследия зависит и от сознательности местных жителей. Большинство угличан предпочитают пластиковые окна резным деревянным – так дешевле, практичнее, да и в доме теплее. По мнению главы района, здесь поможет федеральный закон, потому что одних только правил благоустройства города недостаточно.
«Если жителю выгоден сайдинг, он его сделает. А вот если бы власть могла дать человеку денег на деревянные окна и подписать с ним соглашение о сохранности, было бы хорошо», — говорит Курицын.
Главным навыком руководителя Анатолий Геннадьевич называет умение договариваться. А еще он уверен, что людей обманывать нельзя: «Пообещал отремонтировать улицу – сделай». Быть может, поэтому о Курицыне можно услышать добрые слова и в Угличе, и в Мышкине.
«Меня как учили: стоит дом – надо его сохранить. Течет ручей, растет береза – надо сохранить. Тогда это будет музей под открытым небом», — говорит Анатолий Геннадьевич.
Кто в Мышкине живет
Мышкин – уютный приволжский городок. Здесь живет меньше 6 тыс. человек, все друг друга знают. Светлана Чистякова, директор муниципального унитарного предприятия «Мышкинский центр туризма», то и дело кивает в сторону, здоровается. Она 27 лет работала учителем истории, была экскурсоводом, а в 2001 году окончательно ушла в туристический сектор. Сейчас в нем занято 14% населения города.
В самом начале, 17 лет тому назад, в Центре туризма было три штатных сотрудника, сейчас – 63. Мышкинский центр туризма – единственное в России муниципальное унитарное предприятие на самоокупаемости. Годовой бюджет центра — 36 млн рублей. На все хватает, говорит Светлана. Но на социальные проекты и благотворительность уже не остается.
Более того, центр может участвовать далеко не во всех грантовых конкурсах: некоторые конкурсы ставят ограничения. Но вот недавно, рассказывает Светлана, они выиграли 30 млн в конкурсе президентских грантов, и 100 тыс. уже пожертвовали на Фестиваль мыши. А еще Центр туризма вложил 7 млн в большой желтый дом. Проще было снести, в сердцах говорит Светлана. Но дом – объект культурного наследия, и потому его спасли.
Анатолий Курицын во время своего мышкинского правления давал распоряжение: каждый год приводить в порядок хотя бы один ветхий дом. Тратил по 15 млн на восстановление каждого, зато в результате город получал ценный объект культурного наследия и еще одну «завлекалочку» для туристов.
Светлана останавливается посреди дороги, которая оказывается не просто дорогой, а древней булыжной мостовой, которую мышкинцы построили в XVIII веке к приезду Екатерины.
«С Анатолием Геннадьевичем мы долго работали на сохранение этой мостовой, спорили. После строительства набережной было грязно, и город хотел замостить все, закрыть», — рассказывает Светлана.
В итоге мостовую отстояли и даже обещали перебрать, но пока этого не случилось. Последний в Мышкине мастер булыжных дел, дядя Федор, умер в 90-е годы. По словам Светланы, работал он добровольно, а с камнями всегда обращался очень бережно. Камень — как ребенок, говорил дядя Федор.
Набережная стала еще одним полноценным туристическим объектом. Здесь хорошо и днем, когда синее небо отражается в Волге, и вечером, когда над городом всплывает луна. Раньше здешний берег был землистым и травянистым, нормально не пройдешь. При Курицыне построили набережную – за 2 километра 100 метров заплатили 500 млн рублей. Теперь это лучшее место в городе для променада. Светлана рассказывает: когда принимать набережную приехала комиссия из района и стала проверять отчетность, Курицын, глядя на них, строго сказал: «Не украли».
При Анатолии Геннадьевиче работать было сложно, но интересно, вспоминает Светлана. «Человек он очень увлекающийся и эмоциональный, но вину свою признать умел. Через два часа придешь, он уже остыл. Он пришел к нам председателем колхоза, управлению учился прямо на месте, в Мышкине», — рассказывает Светлана.
Событийный туризм в Мышкине, конечно, процветает. Здесь проводят невероятное для крошечного города количество фестивалей.
Глава Мышкинского района Ольга Минаева, переключая слайды на экране, зачитывает: Международный фестиваль мыши, Губернаторский фестиваль ретротехники «Мышкинский самоход», Всероссийский семейный фестиваль «Семейный круг», Фестиваль исконно русских забав, Полумарафон по шести холмам Мышкина. Есть даже агромаршрут со странным названием «Зеленая миля».
Кажется, здесь получилось осуществить то, за что пока бьется Курицын в Угличе: в Мышкине турист легко может задержаться хоть на три дня – найдет чем заняться. Один Дом ремесел чего стоит. Он появился в 2004 году, когда местный ремесленник со звучным именем Василий Теркин с помощью других ремесленников и администрации решил возродить исконные промыслы. Сейчас в небольшом белом домике трудятся гончары, швеи, кузнецы. Туристы могут поучаствовать в мастер-классе или просто понаблюдать за работой мастеров.
Мастер гончарных дел Юлия Лебедева получила новую профессию семь лет назад, мастерство осваивала прямо в Доме ремесел. Главным вдохновителем называет Василия.
«Теркин нас заинтересовал. Когда я пришла сюда в первый раз и мне показали музей, я была в шоке», — рассказывает Лебедева.
Это сейчас она может, практически не глядя на гончарный круг, изваять горшок, кувшин или кружку. А раньше ей даже по ночам снилось, как правильно выполнить изделие: как расположить руки, надавить на глину и отцентровать ее. Сейчас, говорит Юлия, ей нравится то, что у нее есть.
Кажется, в Мышкине Курицыну удалось воплотить в жизнь свой принцип «стоит дом, течет ручей, растет береза – надо сохранить». Важно, что в процесс включились местные жители, которые благодаря развитию туризма в городе получили новую работу и жизнь практически в музее под открытым небом.
Конкурс «Культурная мозаика» организован благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко.