Хабы
Московский Impact Hub — один из 100 центров для социальных предпринимателей по всему миру. Такой хаб может открыть любой человек, который создает среду для развития предпринимательства и инноваций, собирает сообщество предпринимателей и экспертов, создает для них полезный контент — мероприятия и программы, открывает площадку как центр притяжения для новых людей, интересующихся темой.
В Москве инициаторами создания хаба стали Екатерина Халецкая, Анастасия Гулявина, Анастасия Маркелова и Эндрю Гренфелл. Ранее Екатерина Халецкая курировала филиалы Международной молодежной организации AIESEC в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Анастасия Гулявина руководила проектами благотворительного фестиваля «Душевный Bazar», Анастасия Маркелова была организатором европейского молодежного форума в Санкт-Петербурге, а Эндрю проходил стажировку в социальной сфере в Москве по программе Alfa Fellowship от Альфа-Банка для выпускников Кэмбриджа и Оксфорда.
Пространство открылось в ноябре 2014 года, после того как его создатели провели конкурс и программу развития для начинающих социальных предпринимателей Social Impact Award.
«Основатели Impact Hub Moscow хотели создать такое место, где люди, которые неравнодушны к социальным и экологическим проблемам, получали бы поддержку, необходимые ресурсы, связи, знания для старта собственного проекта или помощи другим. Такая поддержка на старте — ключевой фактор успеха для развития проекта в будущем«, — рассказала АСИ Ксения Усанова, PR-менеджер Impact Hub Moscow.
Помимо социальных, Impact Hub поддерживает экологические проекты, ответственных предпринимателей и некоммерческие организации, — всех, кто стремится внести вклад в общество и сделать его устойчивым.
Бизнес и помощь
Impact Hub — такой же социальный бизнес, как и проекты, которые он поддерживает. Это значит, что он использует предпринимательский подход для решения социальной проблемы. Центр получает доход, но прибыль реинвестирует в развитие и поддержку проектов, которые помогают уязвимым группам или предпринимателям, которые сами относятся к таким группам, например, люди старшего возраста.
Источников заработка несколько. Во-первых, в центре обустроен коворкинг, для работы в котором социальные предприниматели покупают абонементы. Чтобы арендовать удобные и светлые рабочие места в стиле лофт в центре столицы, нужно пройти короткое интервью с менеджером сообщества Impact Hub. Есть и онлайн-абонементы, благодаря которым резиденты Impact Hub получают доступ к закрытой группе Facebook, полезную и важную информацию для развития.
Кроме того, площадка сдается в аренду для образовательных мероприятий или других событий НКО. Например, фонды могут отпраздновать здесь свой день рождения.
От идеи к первой продаже
Ключевое направление работы центра — образовательные программы для авторов социально значимых предпринимательских проектов. Наиболее масштабная — Social Impact Award. Это конкурс для тех, у кого есть только идея социального проекта. Начинающие социальные предприниматели подают на сайт программы заявки, которые в несколько этапов оценивают эксперты сообщества Impact Hub.
«По сути вы подаете заявку на грант, который покрывает участие в программе развития — инкубаторе, — объясняет Ксения Усанова. — Заявка очень большая, но на сайте есть материалы предыдущих лекций, вебинаров, чтобы качественно ее заполнить. Начинающие предприниматели описывают, в чем инновационность проекта, какие есть решения, почему их решение лучше других, какая у них бизнес-модель, как они будут финансировать свой проект, какие им нужны ресурсы, что у них уже есть».
Выбранные финалисты (обычно их 10-20) три месяца проходят инкубационную программу: работают с кураторами — успешными предпринимателями, представителями крупного бизнеса, участвуют в вебинарах. После инкубатора жюри выбирает двух победителей. Они получат денежные гранты в 120 тысяч рублей и отправятся на международную встречу победителей SIA, которая каждый год проходит в одной из стран-организаторов программы, в 2018 году — в Тбилиси.
«Общая цель — от идеи прийти к прототипу продукта и первым продажам, так как обычно именно финансовая часть у соцпредпринимателей страдает больше всего. Участники инкубатора должны понять, что решение, которое они придумали для этой уязвимой группы, необходимо целевой аудитории. Первые продажи будут доказательством того, что они нашли услугу, которая решает проблему. Потом нужно выстроить бизнес-модель: лучше узнать своих клиентов, подсчитать расходы и доходы. А затем уже составить маркетинговый план, чтобы выйти на такие объемы продаж, которые позволят создать устойчивый бизнес«, — говорят сотрудники Impact Hub Moscow.
В основном инкубационная программа идет онлайн — в ней участвуют проекты из разных городов России. В следующем году Impact Hub планирует проводить занятия SIA очно — в Москве, Петербурге и Екатеринбурге.
Среди участников и выпускников SIA:
- Благотворительный магазин Charity Shop, который открыла Дарья Алексеева. Магазин продает одежду, отданную другими людьми, собирает вещи на переработку и трудоустраивает людей из социально незащищенных категорий.
- Медовая фабрика Coco bello, которую открыла Гузель Санжапова в своей родной деревне Малый Турыш на Урале. Работу на фабрике получили местные пенсионеры.
- Самарский проект Teddy food — геймифицированная платформа для помощи животным в приютах. Люди перечисляют деньги на сайте и видят, как они трансформируются в помощь — животное вылечили или накормили. Наблюдать за подопечными приюта можно через камеры, установленные на клетках. За помощь животным можно получить скидки в магазине для домашних питомцев.
- Онлайн-психолог — приложение, которое позволяет получить помощь специалиста с помощью чатов и видео. Это упрощает общение с психологом тем, кто боится стигматизации или стесняется лично идти к специалисту.
- Проект Free form — учит монтажу людей с инвалидностью и помогают им найти работу в этой сфере.
- Buy Social — онлайн магазин, где продаются продукты и услуги социальных предпринимателей и НКО.
- Сурдо-онлайн — приложение, которое помогает настраивать коммуникацию между глухими и слышащими людьми, переводит язык жестов.
Предприниматели 50+
Социальному предпринимательству в Impact Hub могут обучаться не только молодые люди. Участники программы Ready to start — люди старше 50 лет, которые хотят запустить свой бизнес.
«Когда мы поддерживаем проекты молодых людей, которые решают социальные проблемы, то мы поддерживаем аудиторию их благополучателей не напрямую, а через эти проекты. А в программе Ready to start работаем непосредственно с людьми среднего и старшего возраста как создателями бизнеса — благодаря программе они могут начать свое дело и жить не только на пенсию«, — говорит Ксения.
Поддержка нужна и продвинутым социальным предпринимателям и руководителям НКО. Для них проходят интенсивы или длительные программы. GROW помогает сдвинуть с места социальный бизнес, «Точка сборки» найти новых партнеров и научиться работать с крупным бизнесом, Uncharted — подготовиться к инвестициям, а «Начни иначе» — развить предпринимательское направление в некоммерческой организации.
Программы Impact Hub обновляются в зависимости от популярных у социальных предпринимателей и бизнес-партнеров тем. Сейчас создается много социальных проектов по трудоустройству уязвимых групп — людей с особенностями развития, в трудной жизненной ситуации. Все больше НКО стремятся развить коммерческое направление в своей деятельности. Вместе с Росбанком Impact Hub организует программу «Начни иначе» для НКО и соцпредпринимателей, которые помогают людям с инвалидностью. Вместе с Ростелекомом центр проводит специальную номинацию конкурс Social Impact Award для авторов социальных IT-бизнесов.
«Impact Hub Moscow — это такое идеальное место, где сочетается бизнес-составляющая и возможность делать мир лучше. Мне хотелось работать в креативной команде, которая постоянно ищет что-то новое, развивается, использует новые инструменты. Мне кажется, смысл жизни как раз в том, чтобы менять то, что не нравится. И это можно делать посредством социального бизнеса», — резюмировала Ксения Усанова.