13 сентября в центре «Благосфера» прошла лекция Андрея Киселева о том, как сохранить эмоциональное равновесие. Корреспондент Агентства социальной информации выделила основные рекомендации специалиста.
Что такое эмоциональный интеллект?
Впервые понятие «эмоциональный интеллект» было употреблено Дэвидом Карузо, Питером Сэловейем и Джоном Мэйером, но использовалось только в узком, научном профиле. В 90-е годы его употребил американский журналист Дэниел Гоулман, говоря о лидерстве и людях, которые работают в управлении. Андрей Киселев привел современное понятие эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект — способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для управления собственными мыслями и действиями.
Он состоит из пяти компонентов: самоосознания, саморегуляции, мотивации, эмпатии и специальных навыков. Главный из них — самоосознание (эмоциональная осведомленность) — фактически отношения со своими эмоциями по принципу не «я есть эмоция», а «я чувствую эмоцию».
Например, вас одолевает злость или гнев. А вы разъединяете себя и эмоцию, которая происходит в данный конкретный момент. Тогда вам легко будет понять, что не вы гневный, а вас одолел гнев. Почему? Что-то этому способствовало, но сейчас все изменится, гнев уйдет, потому что это эмоция, реакция на ситуацию, а вы — это вы.
Важно задать себе вопрос: «А как это влияет на меня?». Все время развития человечества мы воспринимали мир как внешний фактор, а не как наше отношение к нему. И искали ответы в происходящих обстоятельствах, а не в том, как мы на них можем реагировать и почему реагируем так или иначе. Если мы начинаем понимать, что именно является источником негативных эмоций, мы можем отказаться от этого источника или найти внутреннюю проблему, а затем ее решить и таким образом «устранить» источник.
Можно ли развивать эмоциональный интеллект?
Реакцию на стресс Андрей Киселев делит на три вида: автоматическая или автопилот, действия по наработанным шаблонам («все так говорят, и я так говорю») и инстинктивная (бей, беги или замри).
Яркое проявление автопилота — это блуждание ума. Автоматическая реакция присуща беспокойному уму, который привык отвлекаться на все, что попадается на пути, а не сосредотачиваться на главном. По-другому беспокойный ум называется monkey mind — как бы ум обезьяны, которая все время отвлекается.
Андрей привел такой пример: «Утром вы принимаете в душ и думаете о том, что было сделано или планируется сделать сегодня. Возможно, ваши мысли были заняты моделированием предстоящей встречи со многими участниками. А теперь представьте, о скольких людях вы успели подумать. И все они побывали с вами в душевой кабине! Не физически, но в вашей голове. Когда человек уделяет внимание настоящему моменту, то в этот момент он ощущает льющуюся из душа воду, ее температуру и то, как трет мочалкой тело, и то, как вода смывает мыло с тела».
Для работы с эмоциональными триггерами или провоцирующими ситуациями, которые вызывают бурные эмоции и заставляют действовать необдуманно, Андрей Киселев рекомендует упражнение ОДЗДО, которое расшифровывается как «Остановитесь или возьмите паузу. Дышите (это усиливает паузу). Замечайте. Думайте. Отвечайте». Если кратко: «Подумайте, прежде чем примите решение, что ответить».
До недавнего времени считалось, что набор нейронных сетей в мозге дается с рождения и с возрастом их количество сокращается. Но ученые исследовали этот вопрос глубже и доказали, что нейронные сети могут развиваться и распадаться со временем. Активные нейронные сети развиваются, а пассивные распадаются. И этот процесс не зависит от возраста. На развитие нейронных сетей можно влиять с помощью специальных практик психотренировки. Поэтому можно развивать нейронные сети, отвечающие за те или иные эмоциональные реакции, тем самым развивая осознанность и способность рефлексировать.
Развитие эмпатии позволяет человеку научиться чувствовать другого человека, понять его на эмоциональном уровне и тем самым «присоединиться» к нему. Например, вы владелец ресторанного бизнеса, создали концепцию нового ресторана и для ее развития ищете себе сотрудников. Но сотрудники, как правило, идут выполнять определенную функцию и редко понимают основную идею концепции ресторана, когда ее передают на словах. Развитие эмпатии помогает «считывать» эмоции и чувства других людей и позволяет передавать им то, что чувствуете вы. Эмпатия – это эмоциональная поддержка. И она ценнее денег, хотя не всем так кажется. Андрей Киселев отмечает, что деньги могут приносить краткосрочное эмоциональное удовлетворение, но для вовлечения в длительный рабочий процесс именно эмоциональная поддержка руководителя оказывается важнее денег.
«Когда вы понимаете возможности человека, чем можете быть полезны ему, готовы выслушать его и оказать посильную помощь в его нужде, тогда вы можете рассчитывать на сотрудничество. С большой вероятностью он разделит вашу идею и будет двигаться с вами на одной волне. Это и есть «присоединение» — глубокое понимание мотивов других», — уверен преподаватель программы развития эмоционального интеллекта.