Музыкальная терапия — это специальность на стыке музыки, психологии, медицины и педагогики; она входит в список вспомогательных профессий здравоохранения. Музыкотерапия, или дословно «исцеление музыкой», — это клиническое использование музыки для воздействия на психику и организм человека, базирующееся на научных исследованиях и проводящееся сертифицированным специалистом — музыкальным терапевтом.
Как стать музыкальным терапевтом?
Мария Ильченко:
Долгое время музыка в моей жизни была лишь хобби и способом отдохнуть: в свободное время я пела в хоре. После знакомства с единственным в России сертифицированным музыкальным терапевтом Алисой Апрелевой приоритеты сместились. Так как в российских вузах такой специальности пока нет, Алиса обучалась музыкотерапии в Бостоне.
Музыкотерапия пока многими воспринимается не вполне серьезно. Если российским музыкотерапевтам прямо сейчас предложить пройти аттестацию, например, в Бостонском университете, большинство, и я в том числе, не справится. Ведь образование, которое они получили, это, как правило, разрозненные семинары, мастер-классы и, конечно, практика. За рубежом музыкальной терапии учат в музыкальных вузах. Студенты изучают психотерапию, физиологию, работу мозга и очень много практикуются — больше тысячи часов практики в различных областях от педиатрии до гериатрии и паллиатива. В России же те образовательные программы, которые есть, носят авторский характер. У нас в стране человек, решивший заняться музыкальной терапией, вынужден собирать информацию по крупицам, чтобы определить, в какой именно области он намерен работать.
С кем работает музтерапевт?
Мария Ильченко:
Моими первыми подопечными стали люди с боковым амиотрофическим склерозом (БАС – заболевание, с которым жил Стивен Хокинг) в фонде «Живи сейчас». Во время обучения у Алисы Апрелевой я больше всего внимания уделяла протоколам работы с неврологическими больными. Сейчас, кроме людей с БАС, я занимаюсь с пожилыми людьми в частных домах престарелых Senior Group, а также с людьми с нарушениями движения в реабилитационном центре «Апрель».
Есть в России ряд направлений музыкотерапии, в которых уже появились свои «локомотивы». Люди с ментальными нарушениями могут стать подопечными реабилитационного центра «Турмалин», которым руководит Анастасия Бельтюкова. С детьми с расстройствами аутистического спектра успешно занимаются Екатерина Урлина, Наталья Камнева и специалисты Центра лечебной педагогики. Школы музыкальной терапии в есть в Москве и в Петербурге, а яркие активисты – почти в каждом городе.
Музыкотерапия давно и успешно используется в постинсультной реабилитации, а также при терапии паркинсонизма. Кроме того, музыка значительно снижает стресс и болезненность при родах.
Цели и задачи
Мария Ильченко:
Главное отличие музыкальной терапии от любых других музыкальных занятий — это постановка целей и планомерное движение к их достижению. Музыкальная терапия — это использование музыки и ее элементов в не музыкальных целях. Цель — поддержка физического, когнитивного, эмоционального здоровья или реабилитация. В зависимости от целей музыкотерапия может пересекаться со смежными медицинскими дисциплинами. Например, если речь идет об эмоциональном здоровье, конечно, музыкотерапия будет особенно близка психотерапии.
То же в работе с деменцией: мы понимаем, что угасание необратимо. Но если человек в глубокой деменции держит в руках музыкальный инструмент, он помогает пациенту включиться в занятие, которое в данном случае похоже на ЛФК. Бывает даже, что человек с деменцией вдруг сказал слово, запел. Это, конечно, не восстановление навыка, но все равно, это успех: на короткое время человек вступил в контакт с окружающим миром.
Другой пример — люди с БАС. Я участвую в исследовании, задача которого — определить, как музыкальная терапия влияет на дыхательные и глотательные функции человека с БАС, а также на его речь. По мере развития БАС слабеют и перестают работать мышцы, связанные с этими функциями, со временем человек не может глотать пищу, говорить и самостоятельно дышать. Так вот, когда музыкальный терапевт делает с пациентом упражнения на сохранение речи, это во многом похоже на логопедию. Музыка здесь выступает как фактор, позволяющий усилить эффект от занятий.
Музыка состоит из огромного количества элементов: это ритм, тональность, слова и рифма в песне, ассоциация, моторика — если речь идет об игре на инструменте, зрение и осязание. В человеческом мозге нет одного участка, который отвечал бы за музыку. Напротив, каждый элемент активирует свою долю мозга. Это и эмоции, и память, и оценка. Такого нет больше ни в одной из терапий. Так что музыкальная терапия позволяет в буквальном смысле «активировать» всего человека.
Исходя из целей терапии, специалист подбирает соответствующую программу занятий: определяет, будет ли человек играть на инструменте самостоятельно или нет, какая именно музыка будет звучать и так далее. К слову, есть разные взгляды на подбор музыки.
Как происходит подбор музыки?
Руслан Семенов:
Материалом для занятий могут стать самые разные песни. Работает только то, что выбирает сам пациент.
Например, моя пациентка с БАС очень любила песню «Один раз в год сады цветут». Песня очень печальная, и у меня были сомнения, нужно ли играть с ней именно ее. Но когда песня звучала, она улыбалась, в ее жизни с этой песней явно было связано что-то хорошее. Так что песни могут быть совершенно любые — главное, чтобы они отзывались в сердце пациента.
Даже если человек просит песню и плачет под нее, значит, она ему необходима, ему нужно выплакаться. С одним пациентом мы пели невероятно грустные есенинские романсы — он их буквально проплакал, и больше мы к ним не возвращались.
Есть ли у музтерапии противопоказания?
Мария Ильченко:
Музыкальная терапия может быть противопоказана в случаях, когда пациент до болезни профессионально занимался музыкой.
Допустим, человек умел играть на гитаре, а теперь у него травма, руки ослабли из-за БАС или другой болезни. Если мы попытаемся заняться с ним музыкотерапией, это будет работа не на территории его возможностей, а наоборот, мы лишь подчеркнем, что ему больше не доступно то, с чем раньше он легко справлялся.
Здесь нужно быть очень деликатным. Попробовать такие занятия можно, только если есть вероятность восстановления. Лучше начинать с косвенных упражнений, использования совсем других инструментов, плавно переходя к реабилитации, когда с пациентом установились достаточно доверительные отношения.
Музыкотерапия при правильном подходе может стать мощным толчком для пожилого человека. Как правило, такие пациенты знают очень много песен. Я могу им честно сказать, что ту или иную песню я не знаю, и прошу ее научить меня. Они напевают, вспоминают мотив и слова, и, с одной стороны, песня будит в людях свои эмоции и ассоциации, а с другой — они оказываются в позиции знающего, что для человека пожилого очень важно. В результате появляется мотивация к занятиям.
Индивидуальные или групповые занятия?
Мария Ильченко:
Групповые занятия оптимальны, например, для людей с легкой деменцией, когда главная цель — поддержать социальные навыки, привлечь пациентов к общению, пробудить интерес друг к другу. Правда, чем деменция глубже, тем эффективнее будут занятия один на один, ведь понадобиться более точная настройка тех факторов, которые заставят человека включиться в занятие, например, музыкотерапевту придется постараться, чтобы найти те мелодии, которые пробудят сильные личные воспоминания и эмоции у подопечного.
Для людей с БАС индивидуальные занятия предпочтительны по другой причине: болезнь неизбежно прогрессирует, причем у разных людей с разной скоростью. Если на групповом занятии пациент будет видеть, как на его глазах болезнь прогрессирует у другого пациента с таким же диагнозом, это может стать фактором снижения мотивации или поводом для депрессивного состояния.
Музыка лечит?
Специалисты признают, что музыкотерапия — это вспомогательная профессия. Музыкотерапевт может стимулировать и облегчать различные медицинские процессы: лечение, роды, реабилитацию и т. д., но никогда не заменит собой врача. Однако обесценивать эту профессию тоже неправильно: за 70 лет музыкальная терапия подтвердила свою эффективность исследованиями во многих областях.
В фонде «Живи сейчас» музыкальные терапевты занимаются с людьми с БАС при частичной поддержке Фонда президентских грантов в рамках проекта «Комплексная социально-психологическая и социально-бытовая помощь людям с БАС». Однако для полноценной работы проекта нужны дополнительные средства. Поддержать фонд «Живи сейчас» можно на специальной странице.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.