Президент РФ Владимир Путин дал поручение провести обучение госслужащих волонтерству. В 2019-2024 годах должен быть реализован федеральный проект «Социальная активность», одним из компонентов которого являются образовательные программы для НКО, представителей органов власти и подведомственных государственных учреждений, в том числе по организации волонтерства.
Мне понятна тема социального волонтерства – волонтерства в медицинских и социальных учреждениях. Об этом направлении я и расскажу.
Нужны рабочие модели
Главный вопрос к поручению президента таков: что ожидается получить в результате обучения? Мнения тут расходятся. Мне лично близка позиция тех, кто считает, что в итоге в определенном количестве больниц, разного рода интернатах и других учреждениях должны заработать устойчивые волонтерские программы.
Не раз было озвучено, что хорошо бы иметь несколько типовых моделей волонтерской работы в госучреждениях и под такие модели партнерства и взаимодействия готовить и госслужащих, и общественников. Я такой подход разделяю. Обучать людей проектированию, фандрайзингу, менеджменту хорошо, но без привязки в тому, где и как это будет работать – неэффективно. Обучать следует ради реального ощутимого результата – запуска в больнице или интернате системной и долгосрочной волонтерской программы.
Сегодня в России нет описанных и готовых к тиражированию типовых моделей волонтерской работы в госучреждениях. Есть успешные кейсы, есть те или иные примеры сотрудничества, есть отдельный опыт некоторых известных НКО или казенных учреждений. Но отработанных до мелочей и описанных моделей — нет.
Обучение по конкретной признанной модели хорошо еще и тем, что общественники в итоге получат легитимный рабочий инструмент, и тогда уже сами наладят работу в казенных учреждениях.
С чем следует определиться до обучения
Во-первых, с тем, какие практические модели мы хотим создать, чтобы учить волонтеров.
Для простоты возьмет два типа учреждений: медицинские стационарные (больницы) и социальные с постоянным проживанием (интернаты, дома престарелых). У каждого такого учреждения может быть запрос на профессиональную и непрофессиональную волонтерскую работу. Профессиональная — это помощь персоналу в выполнении их обязанностей. Такие волонтеры должны обладать определенной квалификацией и допуском, должны быть вписаны в штатное расписание. Примером являются волонтеры-медики. Непрофессиональная — это помощь пациентам больниц и проживающим в интернатах в том, что сегодня принято называть повышением качества жизни, но что не входит в должностные обязанности персонала: общение, прогулки, досуг, игры, творческие занятия, профориентация сирот, наставничество и т.д.
В каждом случае организаторами волонтеров могут быть сами госучреждения или НКО. Думаю, понятно, что обучение в первом и втором случаях принципиально различно. Кто занимается волонтерами, тот и должен владеть технологией, а, значит, и штатом профессиональных сотрудников, и немалыми деньгами.
Будь, я учителем, я бы остановился на той модели, где НКО — организует волонтеров и оказывает непрофессиональную помощь пациентам или проживающим, дополняя тем самым работу казенного учреждения и повышая качества жизни людей. Именно под эту модель я бы и готовил госслужащих, и общественников.
Успешных кейсов, где сами больницы или интернаты стали бы организаторами волонтеров, я не знаю.
Во-вторых, для организации обучения необходима нормативно-правовая база.
Речь не столько о законах и постановлениях правительства (они-то как раз есть), а о конкретных местных регламентах и порядках взаимодействия волонтерских НКО и госучреждений. На всю Россию сегодня мы имеем пока единицы таких вменяемых документов, где рабочие отношения НКО и казенных учреждений прописаны на партнерских началах.
В-третьих, нужно изучить лучшие практики.
Многие успешные практики НКО описаны в книге «Стандарт социального волонтерства. Лучшие практики». Лучшие практики госучреждений тоже есть, но как технологии они нигде не описаны.
Какие ценности и смыслы нужно заложить в обучение
Глобальная проблема учреждений – закрытость, непрозрачность. Слишком часто они похожи на болота, а бывает и на концлагеря.
Но ведь в учреждениях проживают или проходят лечение люди. И они не являются собственностью директоров, заведующих, министров и т.д. У каждого из них есть права, равные со всеми в нашей стране, каждый достоин обычной человеческой жизни и человеческих отношений.
Волонтеры работают в госучреждениях ради тех, кто там проживает и лечится. И они приходят туда с простым человеческим пониманием того, что такое хорошая жизнь, хорошее отношение. Волонтеры привносят в учреждения нашу обычную жизнь, делают их открытыми для простого человеческого влияния извне. Одна эта прозрачность меняет внутреннее устройство учреждений, делая их более дружелюбными к проживающим. Обычные бытовые вещи, над которыми мы не задумываемся, но которые очень важны для каждого из нас: вкусная еда, общение с друзьями, опрятная одежда, больше времени для прогулок, исправные коляски, красивая керамическая посуда и т.д. С появлением волонтеров все это становится возможным.
Но госслужащие как огня боятся именно прозрачности. Такую ситуацию нужно менять, и любой чиновник или сотрудник госучреждения должен это понимать: другого пути нет. Они должны принять эту прозрачность как неизбежность, как единственно возможную форму работы. И для этого госучреждения просто должны в центр своего внимания ставить человека, а не что-то иное. И именно волонтеры как никто другой эту человечность могут в учреждения привнести.
Что еще должны понимать госслужащие
Волонтеров очень часто воспринимают как дополнительный «ресурс». Отсюда все неверные ожидания и проблемы с чиновниками и казенными учреждениями. Ошибочная логика очень проста. Кому-то не хватает ресурса, чтобы сделать свою работу. Значит надо «дыру» восполнить сторонним ресурсом – волонтерами. В результате ищущие волонтерской помощи стремятся достичь своего, нужного только им результата, сторонними руками. При этом «ресурс» мыслится как самоорганизующийся и не требующий от заказчика никаких усилий, кроме постановки задачи.
Мне вспоминается разговор с одной из сотрудниц колледжа. В ответ на мою реплику о партнерстве и зонах ответственности волонтеров и заказчиков, она всплеснула руками и воскликнула: «Так что это получается, я не должна все делать от «а» до «я»? Я могу не покупать саженцы и не привозить лопаты? Я могу потребовать от заказчика выделить нам ответственного и попросить его организовать наш труд? Что ж я шесть лет надрываюсь?»
Так вот. Волонтерство – это не «ресурс».
Волонтерство — это технология, которая работает ради достижения какого-то результата. В контексте нашего разговора – это технология оказания помощи людям, лечащимся в больницах или проживающим в интернатах. И эта технология основана на нескольких аксиомах, которые госслужащие должны знать как таблицу умножения. И одна из задач обучения – донести до них эти аксиомы.
Аксиомы волонтерства
Аксиома первая. Волонтерство – это про результат, про дело. Именно результат (добрые плоды труда) и есть главная внешняя мотивация волонтеров. Волонтерство как «воспитание», «реабилитация», «проявление патриотизма» и т.д. неэффективно и, по сути, не работает. В «воспитательных», «патриотических» и иных программах может быть использован «созидательный труд» (как один из элементов), но его качество и результативность вторичны по отношению к «воспитательному воздействию». КПД — низкий.
Аксиома вторая. Внутренняя мотивация волонтеров – это всегда личные и непредсказуемые ответы на три ключевых вопроса:
- Какова социальная значимость предлагаемого мне дела? Почему это дело нужно? Оно изменит мир к лучшему?
- Что конкретно предлагается мне сделать? Подходит мне это, нравится мне это?
- Почему без меня это дело не состоится? Почему я должен работать бесплатно?
Главный источник волонтерской силы – это внутренняя мотивация, то, что созрело в сердце человека, его добрая мечта, требующая воплощения. Никакие внешние мотивации и мотиваторы не могут дать столько силы, постоянства и ответственности. Ответственность в волонтерстве может быть взята только лично и свободно самим волонтером, тогда она действенна.
Аксиома третья. Волонтерство не аккумулируется. Это сила, которая или работает, принося результативность, или перестает быть силой. Поэтому ответственное, стабильное, регулярное волонтерство – это серьезная социальная технология, требующая квалификации организаторов и больших ресурсов.
Кого же конкретно всему этому учить
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.