«Гражданские медиа» существуют пять лет. Организация была создана по запросу некоммерческого сектора, которому не хватало информационной поддержки от СМИ. «Мы – команда журналистов, а у меня был опыт работы в журналистике, редактуре и продюсировании. В какой-то момент мы пришли к выводу, что нам хочется применить свои профессиональные компетенции к чему-то полезному и важному, — говорит Ксения Божок. — Не к рекламе и политике, а к чему-то, что может принести пользу и конкретный результат».
От противоречий между СМИ и НКО к новой концепции
Первые годы работы «Гражданских медиа» ушли на выстраивание взаимодействия СМИ и НКО: организовывались переговорные площадки, тренинги, митапы, чтобы была возможность завязать контакты и продолжить сотрудничество между заинтересованными сторонами. Но вскоре, по словам Божок, стало понятно, что так дело не пойдет: некоммерческие организации уверены, что журналисты должны про них писать, потому что это их работа, а журналисты считают, что с НКО работать сложно и скучно.
«Несмотря на все наши усилия, качественный процент публикаций не рос. Количественный процент рос, но системного продвижения не получалось, потому что не было понимания друг друга. В тот момент мы осознали, что идем не туда. Просто налаживать взаимодействие СМИ и НКО – это не работает», — рассказывает Ксения Божок.
После этого у «Гражданских медиа» появилась новая концепция – развитие нескольких целевых групп: отдельная работа со студентами с факультета журналистики, работа с профессиональными журналистами и работа с некоммерческими организациями.
Три в одном
Проект «Медиа в плюс», получивший поддержку Фонда президентских грантов, – это проект по созданию системы информационной поддержки некоммерческих организаций Хабаровского края. «Мы хотим, чтобы несколько целевых групп могли эффективнее друг с другом взаимодействовать: журналисты, студенты-журналисты и некоммерческие организации. Чтобы все вместе они приходили к хорошему результату, чтобы больше людей узнавали о том, что хорошего и важного творится в Хабаровском крае, и, может быть, гордились бы своей малой родиной и меньше бы хотели оттуда уехать, чтобы они могли понять, что здесь тоже можно применить свои компетенции, умения и навыки», – говорит Божок.
Для участия в проекте были отобраны 40 НКО, которые за год должны добиться максимального продвижения в СМИ. Это организации разного уровня: некоторые ведут активную деятельность без сайта и соцсетей, у кого-то есть сайт, на котором можно найти лишь прошлогодние новости, а некоторые уже ведут активную деятельность по информированию.
«Это три разных направления, три разных образовательных стратегии. Они все догадываются, что с медиа все-таки нужно работать. Сейчас уже прошла почти половина срока реализации проекта, и они уже рассказывают о своих успехах. Они начинают замерять: сколько мы сделали постов, как мы их продвинули, как мы о себе рассказывали, сколько людей к нам пришло, какие это были люди, с каким мотивом они пришли на мероприятие или в проект. Они начинают анализировать, и это очень важно. Иначе мы опять ловили бы за них рыбу, а надо научить их пользоваться удочкой», — продолжает свой рассказ Ксения Божок.
На этих организациях «Гражданские медиа» проверяют свои гипотезы и теории по поводу того, как и какие СМИ реагируют на различные инфоповоды, поясняет Божок. Так, они поняли, что традиционные пресс-релизы больше не работают так, как нужно, и решили готовить одну рассылку с дайджестом самого интересного, что будет происходить в секторе в ближайшие две недели, с контактами и комментариями от НКО. И это сработало: теперь подавляющее большинство анонсов и пост-релизов, включенных в дайджест, получают информационную поддержку. В рассылку входят новости не только тех организаций, которые стали участниками грантового проекта, но только эти 40 НКО получают консультации и сопровождение «Гражданских медиа» – таков ресурс проекта.
В ходе реализации проекта стала ясна потребность в едином информационном реестре действующих НКО, и «Гражданские медиа» начали собирать онлайн-справочник, в котором можно будет отфильтровать организации по благополучателям и территории, понять, какие НКО ведут реальную деятельность, кто чем занимается, кто руководитель организации и куда, в случае чего, звонить журналистам.
Социальная журналистика в действии
Проект «Медиа в плюс» не ограничивается работой с НКО – это еще и работа со студентами и журналистами. По словам Божок, студенты журфака, для которых «Гражданские медиа» проводят специальный спецкурс социальной журналистики, – это самая благодарная аудитория авторов. «У них в голове есть идеальная картинка, что такое журналистика, и они в нее верят. А мы даем возможность в такой идеальной картинке поработать. Мы не отправляем их на «паркет», мы не освещаем политику. У нас нет рекламы, мы – про социалку. Пока мы можем себе это позволить, и я очень надеюсь, что сможем и дальше, — поясняет Божок. — Они получают возможность проработать своего героя, а не просто пойти и сказать: «Расскажите про ваше мероприятие». У нас есть и первокурсники, и последние курсы, и они все одинаково горят. И, конечно, они очень открыты новому».
Для профессиональных, работающих журналистов «Гражданские медиа» в этом году проведут второй слет с участием звезд социальной журналистики. По словам Божок, на первый слет собрать журналистов было тяжело, но в итоге все получилось: из федеральных экспертов мы везли на слет Елену Погребижскую, Виталия Лебедева и Диму Белякова – редактора, фотографа и документалиста. Звезд везли. Но журналисты не понимали, зачем это надо, почему надо туда ехать и сидеть там два дня. Но с этого слета и началась история редакции «Гражданских медиа».
По мнению Божок, за прошедший с того слета год социальная повестка в крае существенно изменилась: появилось больше социальных спецпроектов, а в тех СМИ, которые могут себе это позволить, публикуются дополнительные вкладки и рубрики.
В этом году необходимое количество участников «Гражданские медиа» набрали в первый же день. «Если в прошлом году мы звонили, писали, ходили и уговаривали, то в этом году было просто: мы разместили информацию в соцсетях, расшарили, и все. Сейчас заявок уже гораздо больше, чем нам надо – хорошо, что помещение позволяет принять всех. К нам летят из Сахалина, снова едут из Владивостока, из Биробиджана. То есть, прошла информация о том, что мероприятие было толковое, и в этом году стоит поприсутствовать», — отмечает Божок.
Социальная журналистика всегда работает с историями, которые могут изменить чьи-то жизни здесь, на земле. У СМИ, активно работающими с некоммерческими организациями, всегда в избытке истории, когда их публикации смогли помочь людям, нуждающимся в поддержке. Есть такие истории и у «Гражданских медиа».
«У нас была история про организацию, поддерживающую писателей. В одной деревне жил мужчина, который прослыл каким-то слишком строгим, с ним не очень любили общаться односельчане. И тут оказалось, что он пишет книги, истории об их селе, где действующие лица – это его односельчане. Причем книги достаточно интересные. Мы рассказали о нем, и через некоторое время нашелся меценат из Якутии, который напечатает тираж. Все односельчане в шоке от того, что, оказывается, рядом с ними все это время жил писатель. Он нам звонил с радостью, говорил, что его теперь зовут в школу на встречу с детьми. Да и люди стали к нему по-другому относиться. Они просто не знали, что рядом есть такой интересный человек», — рассказывает Ксения Божок.
«Гражданские медиа» не собирают напрямую деньги на помощь кому-то и не просят о пожертвованиях, но добиться какой-то отдачи, бесспорно, хочется, говорит она. «Например, у нас был цикл материалов про выпускников детских домов. Их истории интересны. С одной стороны, они простые: парень и девушка, оба из детского дома, создали семью. История о том, как они воспитывают ребенка, с чем сталкиваются, как люди к ним относятся. Вроде просто, но я знаю, что очень многие читают эту историю и плачут, потому что она честная.
В планах «Гражданских медиа» – расширить географию проекта. Сейчас они находятся в процессе организации собственной устойчивости. По словам Божок, «Гражданские медиа» планируют снова подавать заявку на президентский грант. Следующий проект, скорее всего, будет направлен на масштабирование технологии, которую в этом году они пилотируют на территорию всего Хабаровского края.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.