Обед из ресторана
Волонтеры “Жизни” кормят бездомных пять раз в неделю. На точку за железнодорожным вокзалом приезжают ровно в полдень по вторникам и средам. Первыми к пятачку у дороги подошли пожилая женщина и плотный мужчина в тельняшке.
“Вот мужчине рассказываю, что недалеко на мусорку выкинули огромные куски сала. Берите, растопите и вам на полгода хватит, — рассказала пенсионерка корреспонденту АСИ. — Не хотите? Такое богатство пропадает!”.
Узнав, что перед ними журналист, бабушка поменялась в лице и испуганно ретировалась.
“Ничего не скажу! — категорично заявила она из-за дерева. — Меня один раз показали по телевизору, потом знакомые пристыдили. Я человек благородной профессии — 30 лет давала людям знания. Сейчас как могу, так и приспосабливаюсь. Вот вы интервью берете, а жизнь может так затоптать, что будете искать, где покушать”.
Другой посетитель охотно поделился, что питается здесь около года. Иногда наведывается на другие пункты. Семьи нет, перебивается редкими заработками.
«Мне 57 лет и до пенсии далеко. Я готов работать, но не берут, молодых предпочитают, — вздыхает Владимир. — Питаюсь чаще тем, что магазины выкидывают на мусорку. Вчера нашел целый пакет грецких орехов. Кормление — замечательная поддержка. Вчера две порции дали и еще третью с собой. Правда, один мужик поздно пришел, не хватило ему, и я с ним поделился».
К 12 часам появилась еще дюжина нуждающихся. В ожидании автобуса “Жизни”, несколько заросших седой щетиной мужчин уселись неподалеку прямо на землю. Остальные встали под деревьями, прячась от палящего солнца.
Пожилой мужчина с холщовой сумкой в руке представился дядей Вовой. Он одинокий пенсионер, инвалид II группы. Посетовал, что пенсии на продукты почти не хватает. Часть пенсии тратит на корм бездомным животным, готов без еды сидеть, лишь бы они сыты были.
«Мне с животными общаться интереснее, чем с людьми, они меня не обзовут, не обругают. С ними теплее, — улыбается мужчина. — Кормлю их на улице, несколько собак из живодерни приютил, часто пристраиваю. Спасибо волонтерам за внимание. Я вот сейчас пообедаю, а значит до следующего дня буду жить».
Он рассказал, что на эту точку приходят в основном люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию: малоимущие пенсионеры, инвалиды. С недовольством отметил, что все чаще в очередь за едой выстраиваются не только бездомные.
«Эти халявщики прикидываются бездомными. Приходит один: кандидат наук, преподаватель института на пенсии. Живет в четырехкомнатной квартире, два гаража есть. Металлолом сдает и сюда есть приходит – вот что значит жадность. Ходит еще 91-летняя учительница, порядочная женщина. С ней можно поговорить, а есть ведь просто хамье!», – возмущается дядя Вова.
Завидев приближающийся автобус, мужчина прерывает разговор, и мы направляемся к транспорту. Волонтеры Александр и Вячеслав принялись разливать по тарелкам суп.
«Вкусно, как у мамочки», — одобрительно сказал во время трапезы один из посетителей передвижной кухни.
В прошлом году добровольцы раздали около 14 тысяч порций еды. С 2018 года обеды для подопечных «Жизни» безвозмездно готовят сети ресторанов «Своя компания» и современных столовых «Есть поесть». Раньше это делали повара столовой одного из реабилитационных центров или сами волонтеры. В меню — гречневая каша, плов, борщ, гороховый суп и другие домашние блюда. В этот раз кормили ухой, раздали чай с конфетами, хлеб. Всего за час волонтеры накормили около 20 человек. Каждый получил дополнительную порцию и забрал с собой разлитый в бутылки чай.
Накормить — не главное
Под опекой волонтеров — более сотни бездомных и малоимущих людей. Как отметила заместитель руководителя АНО «Жизнь» Елена Целищева, цель таких обедов — не просто не дать им умереть от голода, а наладить с ними контакт. Завязав дружеские отношения, волонтеры дают шанс встать на ноги: консультируют, устраивают в реабилитационные центры и приюты, помогают найти работу, восстановить документы, оформить пенсии и инвалидность. Нередко требуется несколько лет общения, чтобы подопечный ушел с улицы. Так случилось с Александром Субботиным — одним из добровольцев, раздававших сегодня еду. Когда-то у него была семья, квартира и хорошая работа, но мужчина крепко запил. Долгое время бродяжничал, ночевал в старой трансформаторной будке.
«Приходил к ребятам на кормления, а в 2016 году решил, что хватит жить на улице и попросился в реабилитационный центр, — вспоминает Александр. — Сейчас сам с удовольствием на раздаче стою, являюсь наставником в центре. Как мне помогли, так и я помогаю другим. Хочу, чтобы моя история была для кого-то примером того, что можно выбраться из этого. Часто про таких, как я говорят, что сам виноват. Но разве можно ставить крест на человеке и отказывать в элементарной помощи?»
Недавно волонтеры разыскали дочь Александра, которая не виделась с ним 15 лет. Пока они созваниваются по телефону, хотя живут в одном городе. Мужчина понимает: чтобы восстановить общение, нужно время, и терпеливо ждет, когда родной человек созреет для встречи.
«Не могу пройти мимо»
Екатерина Петрова, директор Центра социальной помощи «Жизнь» поделилась, что скоро Александр Субботин официально пополнит их штат. Сама челябинка руководит организацией полтора года. До этого год волонтерила.
«Честно, никогда не думала, что буду ехать на дорогой машине и плакать, когда вижу переходящего дорогу бездомного, — говорит женщина. — Я была погружена в бизнес и их проблемы меня не интересовали. Сейчас не могу пройти мимо и не спросить, какая помощь нужна, не раздать наши брошюры, где мы расписали адреса кормлений в городе».
Предпринимательница вспоминает, как ее жизнь перевернул обычный поход в храм.
«Я вышла из храма и куда бы потом в этот день ни пошла, почему-то всем требовалась моя помощь. То бабушку с продуктами довезла, то мужчина на проезд попросил, пожилая пара милостыню просила, тоже пожертвовала. Тут поняла, что хочу и дальше помогать людям. Случайно попала на кормления и закрепилась здесь. Кормила нуждающихся, потом донором стала. В 2017 году было очень сложно с финансированием и организацию даже хотели закрыть. Тогда решила взять руководство на себя, чтобы все не погасло».
Вступив на должность руководителя, Петрова проанализировала работу других подобных организаций. Среди них – питерская «Ночлежка».
«Неделю пробыла в “Ночлежке”, всю кухню изнутри изучила и стала опыт воплощать в Челябинске, — продолжает женщина. — Потом написали первую заявку и выиграли президентский грант, благодаря которому купили автобус. В этом году победили в конкурсе СО НКО и получили субсидию на поддержку проекта. Стала открывать двери ресурсных центров, по нашей инициативе при Минсоцотношений впервые собрали круглый стол по проблемам бездомных. Работаем открыто, прозрачно».
Екатерина Петрова говорит, что деньги на бездомных люди жертвуют неохотно. Поэтому средства грантов и субсидий — большое подспорье в реализации проектов. В этом году некоммерческая организация выиграла второй президентский грант на социальное сопровождение и наставничество подопечных.
«Славу, немощного, без ноги, уговорили в центр пойти. Сейчас — другой человек. Андрей десять лет бродяжничал, недавно решил изменить жизнь. Ольге помогаем восстановить отношения с близкими родственниками. Юлю из колодца доставали обожженную, сейчас тоже волонтерит с нами, — перечисляет истории подопечных Петрова. — Тех, кого удалось устроить в центры и приюты, не бросаем, следим за судьбой каждого, навещаем, привозим продукты. В нашем деле важно любить и уважать этих людей. Мы их принимаем со всеми ошибками».
Еще один яркий пример успешной наставнической работы связан с 69-летней бабой Раей, чей портрет изображен на автобусе «Жизни». Три года назад у бабы Раи сгорел дом и умер муж. Долгое время она жила на улице пока однажды не пришла в пункт кормления бездомных. Волонтеры устроили женщину в приют, занялись восстановлением паспорта. А недавно помогли найти одинокой пенсионерке приемную семью. Знакомые рассказали Петровой, что мечтают о бабушке, так как своей у них нет. Екатерина вспомнила про бабу Раю.
«Психолог приюта, где жила баба Рая, предложил ей нарисовать, какой она видит жизнь через десять лет. Баба Рая нарисовала маленький домик. И вот через пару месяцев чужие люди дарят ей дом и хотят, чтобы она стала их бабушкой. Как же она обрадовалась, что обретет семью! На днях по телефону сказала: “Кать, я счастлива! Спасибо”. Для меня это самая большая благодарность за работу. Больше ничего не надо».