Отплываем в полдень, через полтора часа. Андрей Попов намывает уазик-буханку. Мы с еще одним участником сплава архитектором Стасом грузим байдарки в прицеп. Солнце печет сильнее, день будет жарким.
Евгения Казарновская собирает корзинки с продуктами. Там же — пакет для мусора. Сплавляясь по реке, люди по возможности собирают его.
«В описании вашего проекта говорится, что вы хотите перевоспитать российского туриста. Как именно?», – спрашиваю у Андрея.
«Хотим, чтобы люди приезжали получать знания. Сплавляясь по реке, они смогут остановиться в ткацкой или, например, керамической мастерской».
Андрей Попов – художник и автор творческой лаборатории «Человек», которая объединяет режиссеров, актеров, музыкантов, художников и других людей искусства. Уже 10 лет творцы собираются каждый август в доме-мастерской Попова в селе Улово Суздальского района.
Главная составляющая фестиваля – театральное действие, поскольку Андрей – выпускник ВГИКа. В 2016 году на берегу Нерли они поставили спектакль, который шел целые сутки. Тогда у Андрея начала зарождаться идея «Реки мира».
Затем летом 2018 года он сплавлялся по Нерли вместе с подругой и бывшим креативным директор Парка Горького Евгенией Казарновской. Они разработали байдарочные маршруты и концепцию нового проекта.
Чудовище
Перед стартом туристы подписывают договоры проката, разбирают корзинки с продуктами, надевают спасательные жилеты. Тем, кто сплавляется впервые, Евгения объясняет, как вести себя на воде.
Течение у реки слабое и не нужно много умений, чтобы справиться с байдаркой на такой воде: даже у детей получается с первого раза. Проект включает несколько разных маршрутов. Но сплав — это не просто путешествие, а способ погружения в природу и знакомства с искусством: инсталляции и скульптуры уже украшают берега. Причем туристы здесь — не зрители арт-объектов, а их полноценные участники.
В день, когда мы сплавляемся по реке, вышли три группы. Две из них — семейная пара, и три девушки — уплыли вперед автономно. Наша оставшаяся – любопытная и с кучей детей – останавливалась на всех локациях «Реки мира».
На холмистом берегу – деревянный причал. От него лестница идет наверх, затем тропинка уводит в лес. Мы затащили свою байдарку на берег, помогли остальным. Дети уже успели разведать обстановку: кричат, что в кемпинге живет чудовище.
Стройка кемпинга началась в июне. Волонтеров искали через соцсети: дали объявление, и люди откликнулись. «Не останавливаясь, мы все лето здесь работали. Приезжали энтузиасты, создавали инфраструктуру», – рассказывает Евгения.
Среди волонтеров были в основном архитекторы, но встречались люди далеких от стройки профессий: дизайнеры, программисты. В основном москвичи. Андрей говорит, что хотел бы привлечь к строительству и местных ребят. Однако заинтересовать их сложнее, чем московских художников, заинтерсованных в практике. На сегодняшний день четверо жителей ближних сел помогают в качестве водителей.
Благодаря волонтерам территория стала ухоженной. Со следующего лета здесь будет творческий лагерь для подростков, в котором они будут обучаться различным ремеслам.
«Нужно использовать ту ядерную энергию, которую имеют дети. Когда в ребенке убивают возможность игры, он становится грустным. А жизнь настроена на то, чтобы ты постоянно был активен», – говорит Андрей Попов.
Сейчас в березовом лесу кемпинга есть туалет, душевая, крытая мини-сцена, несколько настилов для палаток и домик, где также можно будет разместиться. Построена пара беседок со столами. У одной из них выложена печь из кирпичей. Мы стоим рядом. На земле валяются осколки.
«Началось… – вздыхает Женя. – Здесь были керамические изразцы. Мы сами их сделали, обожгли, украсили ими печь». Теперь ни одного не осталось.
Чуть дальше на опушке тянутся вверх восемь четырехметровых столбов, они расставлены кругом, на их концах – красные наконечники, два из которых уже сброшены на землю. Еще на днях от каждого тянулись ленты с колокольчиками. Они соединялись в центре круга, откуда свисала веревка: дергаешь за нее и слушаешь приятный звон. Теперь этого нет: украли.
Не хочется думать, что кто-то специально пришел ломать и красть. Лучше поверить в чудовище, о котором говорили дети. Пусть это будет на его совести.
«Мы ухаживаем за этим интервалом реки, за берегом. Речь о том, что все в мире живое и все взаимосвязано. Единственное, что мы можем друг другу дать и тем самым способствовать формированию общества, — любовь. А любовь – это когда ты можешь чем-то поделиться, что-то отдать, – говорит Андрей. – Здесь участвовало много людей. И каждый оставил частичку себя».
Человек-ребенок
«Идея проекта такова, что на островах появится масса скульптур, и этот кусок реки станет парком. У каждого объекта — своя история. Плюс здорово, что это международная группа. Здесь были русские скульпторы, французы, есть индус, латыш, израильтянка», – рассказывал Андрей еще до отплыва.
Собрать такую интернациональную группу ему было несложно. За годы существования лаборатории “Человек” сложилась определенная тусовка. В своем кругу авторы “Реки мира” предложили украсить берега Нерли объектами искусства. Откликнулось много скульпторов — оставалось лишь выбрать лучших.
А мы как раз приблизились к самому наполненному отрезку реки. Здоровенный подсолнух сверкает в поле чуть дальше от берега. Центр его круга наполнен частями наличников. Далее по левой стороне – деревянный собор Парижской Богоматери, мамонт из белых прутьев и яйца из ивняка, в которых уже обосновались утки. Все это изготовили приглашенные скульпторы с поддержкой волонтеров. Но главная скульптура – сидящий на островке человек.
«У него есть важная душевная составляющая – это ребенок, – объясняет Андрей. Проплывая дальше, я замечаю еще одного человека, но маленького. – Постоянно уходя в свои мысли, человек ищет внутри ребенка. А когда находит – обретает гармонию с собой и природой».
По словам Андрея, проект именно об этом: о простых детских впечатлениях.
Теперь для местных жителей и тех, кто сплавляется по реке, есть Нерль до и после скульптур, появилась новая идентификация места. Сидящий человек словно проговаривает здешнюю природу, как будто всегда его не хватало. Он появляется плавно из-за поворота. И на моем лице невольно растягивается улыбка. Когда я замечаю маленького человека, в голове возникает целый мир.
Сегодняшнему обществу, по мнению Попова, не хватает общей идеи и смыслов.
«Но уже на подходе новый виток. Все должно поменяться и, прежде всего, мы сами. Но в какую сторону – не совсем понятно. Для понимания нужно создать территорию общения, которая даст точки соприкосновения, – объясняет Попов. – На мой взгляд, наступает время людей не потребителей, а отдавателей. Ты отдаешь и получаешь вознаграждение, но не материальное».
*****
Когда мы закончили сплав, на часах было семь. По телу растекалась приятная усталость, а в поле уже стоял накрытый стол. Угощения приготовили пенсионерки из ближайших сел, за это они получают деньги. Борщ, пироги, компот, соленья. Обычно обед рассчитан человек на 20.
В описании проекта «Река мира» говорится про «туризм на основе доверия». Отправляясь сюда, я не мог понять, что это значит. Теперь, кажется, знаю. Здесь нет дистанции: ты не клиент, а Андрей не продавец. За время сплава мы даже сплотились: пусть только на сегодня, но все же. Меня окружали люди, которых я не знал до этого дня. А чувство, будто мы старые знакомые: сидим за одним столом и все разговоры приятные.
Проект «Река мира» Автономной некоммерческой организации Творческое объединение «ИГРА3000» получил грант Президента РФ по направлению «Поддержка проектов в области культуры и искусства». Спецпроект «Победители» Агентства социальной информации рассказывает о некоммерческих организациях, которые стали победителями конкурса Фонда президентских грантов. Герои публикации выбираются на усмотрение редакции. Мы рассказываем самые интересные истории из разных регионов России от организаций, работающих в различных направлениях социальной сферы.