Седьмого июня в России отмечают день краудфандинга, который по неслучайности совпадает с днем рождения крупнейшей в России краудфандинговой платформы Planeta.ru. «Планете» исполнится восемь лет. За эти годы краудфандинг в России из малопонятного инструмента превратился в полноценную отрасль. Вместе с PR-директором Planeta.ru Натальей Игнатенко мы составили азбуку краудфандинга.
А – автор проекта
Автором на краудфандинговых платформах называют инициатора крауд-кампании. Им может быть физлицо или какая-то организация, например НКО. Именно автор (а не сама платформа!) собирает деньги для своей инициативы.
А – «Алиса»
Культовая российская рок-группа. Рекордсмен российского краудфандинга. Первый крауд-проект музыкантов по выпуску альбома «Эксцесс» завершился в 2016 году сбором в 11,3 млн рублей. В 2019 году группа вновь вернулась на Planeta.ru и на предзаказах альбома «Посолонь» собрала 17,4 млн рублей. В краудфандинге лучших результатов всегда достигают те, кто начал промо-кампанию ещё до старта проекта. Учитывая то, что легендарная группа работала над «промо-кампанией» своего проекта больше 35 лет, неудивительно, что поклонники так тепло отозвались на оба крауд-проекта музыкантов.
Б – Благо.ру
Первый в России сервис для онлайн-фандрайзинга. С 2008 года (старта работы сервиса) было собрано более 157 млн рублей в пользу 128 благотворительных организаций и фондов.
Б – благотворительность
Краудфандинг – это не благотворительность, но он может использоваться в благотворительности. Например, тот же Благо.ру и другие сервисы для онлайн-пожертвований, типа Добро.Mail.Ru, «ВСЕМ» от QIWI «Сбербанк.Вместе» и пр., работают только с благотворительными фондами. Planeta.ru является многофункциональной крауд-площадкой, где «Благотворительность» – одна из 17 возможных категорий проектов для запуска. Видимое отличие краудфандинга от благотворительности в том, что за участие в крауд-проектах можно получить вознаграждения.
В – вознаграждения
Вознаграждения в проектах бывают безвозмездные, нематериальные и материальные. Безвозмездные – это различные благодарности, часто в творческом виде. Когда фонд «Созидание» собирал деньги на ростовую куклу муравья (символ фонда), в качестве бонусов за поддержку предлагали «реснички» или «жвалы муравья». Понятно, что никто не думал высылать участнику проекта «запчасти» ростовой куклы, авторы проекта таким забавным образом как бы показывали, на что пойдёт вклад конкретного участника. Нематериальные бонусы – это приглашения на различные мероприятия, а также цифровые подарки: электронные книги, видео мастер-классы, благодарности в титрах будущих фильмов и пр. Наконец, материальные вознаграждения – это артефакты, которые останутся на память об участии в крауд-проектах. 30% пользователей Planeta.ru поддерживают проекты без вознаграждения, при этом 18% из них – в категории «Благотворительность».
В – валидация
Все проекты на краудфандинговых платформах проходят модерацию, то есть предварительную проверку. Благотворительные проекты проверяют особенно тщательно. Проводится валидация юридических и финансовых документов, многие платформы анализируют сайты и публичную информацию об НКО.
В – волонтерский фандрайзинг
Волонтерский фандрайзинг – это разновидность краудфандинга, когда НКО привлекает деньги на свою работу от группы волонтёров, через личные связи сторонников. Одна из популярных в России площадок для волонтерского фандрайзинга в России – платформа «Пользуясь случаем» фонда «Нужна помощь», где каждый человек может организовать в пользу любимого фонда сбор средств, приурочив его к какому-нибудь событию. Впрочем, в классическом краудфандинге этот инструмент также используется. Так, режиссер-документалист Елена Погребижская собрала более полумиллиона рублей, попросив друзей вместо подарков на день рождения поддерживать ее проект, посвященный съемкам фильма «Галя, ты молодец».
Г – «Гарри Поттер и методы рационального мышления»
Фанфик Элиезера Юдковского, ставший абсолютным рекордсменом книжного краудфандинга в России. В 2018 году активист Михаил Самин собрал на некоммерческую печать этой книги 11,4 млн рублей. Изначально запланированный тираж был превышен в 21 раз. Книгу получили участники крауд-кампании, успевшие её предзаказать. А также 3 тома произведения бесплатно рассылались в библиотеки и победителям школьных олимпиад.
Г – Гузель Санжапова
Социальный предприниматель, основавшая в уральской деревне Малый Турыш производство крем-меда с ягодками. Постепенно жители деревни стали производить и другие сладости, чай, товары для дома, а с 2020 года шьют для ИКЕА. Гузель успешно завершила шесть крауд-проектов по развитию своего дела и созданию в деревне инфраструктуры с общим сбором более 8 млн рублей. В 2018 году организовала благотворительный концерт группы «Чайф» на месте строительства будущего общественного центра в Малом Турыше. Билеты распространялись через крауд-кампанию на Planeta.ru. Входит в топ-10 женщин в российском краудфандинге по версии Forbes Woman.
Д – день краудфандинга
День краудфандинга отмечается в России 7 июня ежегодно, начиная с 2015 года. Дата праздника неслучайно совпадает с днем рождения Planeta.ru.
Е – еженедельный/ежемесячный дайджест
Это способ информирования подписчиков крауд-платформы о новых запущенных инициативах. Название «еженедельный» несколько условно. Некоторые платформы делают рассылку раз в неделю, но, например, на Planeta.ru дайджест выходит раз в две недели, потому что есть дополнительные специализированные рассылки – научные и благотворительные дайджесты, которые выпускают раз в месяц.
Ж – животные
Одна из самых популярных подкатегорий благотворительных крауд-проектов в России. Абсолютный рекордсмен благотворительного краудфандинга в стране – фонд «Ника», собравших в ходе четырех проектов на строительство многофункционального центра «Мокрый нос» больше 21 млн рублей. Основатель фонда Вера Митина возглавляет уже упомянутый рейтинг женщин в краудфандинге от Forbes Woman.
З – запуск проекта
И – идея
Идея – это секретный ингредиент любого крауд-проекта. Идея должна быть понятна и интересна широкому кругу. Проекты, связанные с личными целями, на многих крауд-платформах не запускаются. Краудфандинг часто используют как тест идеи – если проект поддерживают, значит, идея действительно важна людям. Для теста идей краудфандинг часто используют предприниматели. Например, Светлане Новак, основательнице Sea Marmelad, производства мармелада из морской капусты, запустить крауд-кампанию посоветовали бизнес-ангелы. Увидев востребованность идеи, они проинвестировали проект Светланы уже вне крауд-кампании.
К – крауд-продюсер
За годы развития краудфандинга в стране стали появляться не только новые крауд-платформы, но и профессии, связанные с краудфандингом – менеджер крауд-платформ (кстати, такие специалисты уже есть в нескольких крупных НКО) и крауд-продюсер. Крауд-продюсер – специалист по упаковке и продвижению краудфандинговых проектов. В марте этого года Planeta.ru представила программу обучения «Основы крауд-продюсирования» и первую в России карту крауд-продюсеров. Спустя два месяца на карте уже четверо не связанных с площадкой специалистов.
К – крауд-чота-там
Краудрафтинг, краундфандинг, краудфайтинг и другие народные интерпретации термина «краудфандинг» породили в сфере краудфандинга слово-мем «крауд-чота-там». Шутка отражает одну из главных проблем отрасли – проблему идентификации. Надеемся, что к концу знакомства с этой азбукой крауд-чота-там станет понятнее и проще!
К – краудсорсинг
Краудфандинг – одна из разновидностей краудсорсинга (от англ. crowd — толпа, sourcing — использование ресурсов) с той разницей, что в краудфандинге привлекаются финансовые ресурсы. Хотя в России за время крауд-кампаний авторы нередко находили и ресурсную помощь.
Л – Лакмус
Один из сооснователей Planeta.ru – бас-гитарист группы «Би-2» Макс Лакмус. Рассказываем, как всё было. В 2009 году трое друзей – Фёдор Мурачковский, Макс Лакмус и Василий Андрющенко – пришли к обсуждению пиратства в музыкальной сфере. За разговорами они подумали: а что нельзя украсть? То, чего еще нет! Так родилась идея сервиса по предзаказу музыкальных пластинок, который мог бы стать новым типом взаимоотношений музыкантов и их поклонников. В 2011 году был запущен первый проект – конечно, им стал выпуск альбома группы «Би-2». Стало ясно, что «придуманная» (за рубежом уже успешно развивались крупнейшие краудфандинговые платформы, но сооснователи «Планеты» честно «изобретали велосипед») схема подходит не только для музыкальных, но и для самых разных проектов в принципе. Поэтому 7 июня 2012 года «Планета» стартовала уже как многофункциональный краудфандинговый ресурс.
М – мэтчинг
Технология дофинансирования крупными компаниями взносов физлиц. Отлично ложится на механизм краудфандинга. Например, в течение трех лет на Planeta.ru реализовывался спецпроект «Мегафон помогает» – оператор сотовой связи увеличивал взносы в ряд благотворительных проектов в четыре раза. Недавно у площадки завершился спецпроект с брендом Kotex, который дофинансировал женские крауд-кампании, собравшие к моменту финала акции не менее 40%. Подобную механику нередко используют и другие сервисы онлайн-пожертвований, например, Благо.ру.
Н – неуспешные проекты
Большинство краудфандинговых платформ во всем мире работают по принципу «Всё или ничего», то есть деньги переводятся автору проекта, если он собрал заявленные 100%. На Planeta.ru более лояльные условия: может считаться успешным проект, собравший не менее половины от заявленного при условии, что автор гарантирует выполнение обязательств. Если проект завершается неуспешно, деньги в полном объеме возвращаются участникам проекта. Это важнейшее правило, которое тоже отличает краудфандинг от других инструментов онлайн-фандрайзинга.
О – окончание проекта
Завершение краудфандинга. Автор благодарит всех причастных и ориентирует по срокам реализации проекта и условиям доставки. О статусе выдачи заказов участники могут прочитать в новостях проекта.
П – продвижение
Без продвижения не получится успешно завершить проект, даже если вы суперзвезда. Продвижение крауд-проекта – это комплексная работа по промо в социальных сетях, вовлечению лидеров мнений и СМИ, email-маркетинг, а также офлайн (или онлайн)-мероприятия. Площадка может присоединиться к промо со своей стороны, если видит активность и работу автора с целевой аудиторией.
П – предзаказ
Из предзаказа вырос краудфандинг. Часто конечная цель проекта – изготовление какого-либо продукта: диска, календаря, книги. В таком случае флагманским вознаграждением проекта становится именно сам продукт. Неслучайно рекордные проекты, о которых уже шла речь выше (альбомы «Алисы», печать «Гарри Поттера и методов рационального мышления») построены именно по принципу предзаказа.
Р – ресурсы
С – срок проекта
Время, в течение которого крауд-кампания активна. Его до старта проекта определяет сам автор. Максимальный срок размещения на Planeta.ru – 100 дней. Один раз крауд-проект можно продлить. Авторы благотворительных крауд-проектов могут продлевать проекты несколько раз.
Т – «теплый старт»
Эксперты краудплатформ рекомендуют до старта проекта «подогреть» свою аудиторию, то есть подготовить ее к своему проекту. Руководитель фонда «Второе дыхание» Дарья Алексеева перед запуском крауд-кампании написала пост, в котором призвала партнеров ресурсно участвовать в проекте. Таким постом Дарья смогла закрыть сразу несколько задач: нашла новые вознаграждения для своего проекта, расширила аудиторию кампании (потому что в идеале с партнером нужно договориться не только о ресурсной, но и об информационной поддержке), а также сообщила подписчикам, что скоро запустит крауд-кампанию. Перед запуском недавного проекта таких постов Дарья не делала, но много писала о проблемах своего дела. В результате некоторые подписчики сами предложили ей запустить крауд-кампанию на зарплаты сотрудникам. Достаточно быстро удалось собрать 400 тысяч рублей. До старта проекта можно проводить опросы, выбирать вместе с подписчиками вознаграждения для крауд-кампании и использовать другие способы подготовки «тёплого старта».
У – участники
В английском языке людей, которые поддерживают крауд-проекты, называют «бэкеры». В русском долгое время было закреплено слово «спонсоры», но некоторые авторы начали возмущаться, что предзаказывая их товары, люди не спонсируют проект, а совершают выгодную покупку. Поэтому сейчас используется термин «участники». Называть участников «благотворителями» или «жертвователями» не совсем корректно (особенно если речь не про благотворительные крауд-проекты), потому что они, как правило, получают за свой взнос вознаграждения. Термин «инвесторы» тоже не подходит: за участие в крауд-проектах люди не могут получить процент от прибыли или долю в компании. Инвесторы – термин других направлений крауд-технологий: краудинвестинга и краудлендинга.
Ф – ФЗ-259
ФЗ-259 получил в народе название «закона о краудфандинге», хотя на 61 странице законопроекта нет ни одного слова «краудфандинг». Заместитель генерального директора Planeta.ru по правовым вопросам Алексей Чесноков считает, что в законе необходимо четко разграничить инвестинг и краудфандинг по модели предзаказа. Сейчас этот закон касается использования инвестиционных инструментов, которые не используют классические краудфандинговые платформы, типа «Планеты».
Х – Хафизов
Иван Хафизов – один из рекордсменов российского краудфандинга по превышению финансовой цели проекта. На сайте Агентства социальной информации опубликовано его интервью о том, как с помощью краудфандинга собрать в 20 раз больше заявленного.
Ц – цель проекта
Существуют разные виды целей. Во-первых, основная цель проекта (часто созвучная идее) – одна из важнейших составляющих успеха краудфандинговой кампании. Во-вторых, следует подумать о финансовой цели проекта. Это предполагаемая сумма сборов, куда входят сумма, требуемая для реализации идеи, комиссия краудфандинговой платформы и платёжных систем, налоги, затраты на изготовление и отправку вознаграждений. В-третьих, можно воспользоваться системой отложенных целей и разбить воплощение идеи на несколько этапов. Если в проекте сразу прописаны отложенные цели, у аудитории будет больше мотивов поддерживать автора и после достижения 100%.
Ч – чек-лист
По мотивам первого чек-листа вместе с АСИ эксперты Planeta.ru составили инструкцию по запуску проекта. В конце вы найдете версию для печати чек-листа. Памятки о том, как «оживить» сбор и что делать после завершения крауд-кампании можно скачать на сайте «Планеты».
Ш – школа краудфандинга
Это образовательное направление Planeta.ru, в рамках которого площадка обучает будущих авторов. В 2015 году площадка представила первое в России практическое пособие по краудфандингу, которое можно бесплатно скачать. Также для бесплатного изучения доступен онлайн-курс «Крауд-проект за 60 минут» и некоторые занятия на краудпродюсер.рф. В докоронавирусную эпоху Planeta.ru регулярно проводила в регионах трёхдневные школы краудфандинга. После окончания режима самоизоляции педагоги «Школы краудфандинга» надеются провести в 2020 году занятия в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Перми и Новосибирске. Агентство социальной информации выступает партнёром «Школы краудфандинга» и регулярно оповещает читателей о новых интенсивах.
Щ – «Щедрый Вторник»
Международное движение «Щедрый Вторник» с 2016 года проходит и в России. Как и в мире, российские крауд-платформы в этот день фиксируют значительный рост взносов, особенно в благотворительные и социальные проекты.
Э – экология
Тренд на экологию коснулся и краудфандинга. Эко-активисты запускают просветительские и другие крауд-кампании. А в вознаграждениях проектов всё больше эко-лотов. Одним из самых популярных лотов стали сумки-шопперы, с которыми можно ходить за покупками. Многие НКО делают такие сумки в фирменном стиле.
Ю – юридическая информация
Краудфандинг – это законно. С каждым автором платформа заключает договор, по которому впоследствии переводит деньги, а каждому участнику проекта высылает чек о покупке или взносе в проект. Все действия участников, авторов и крауд-платформы основаны на нормах действующего гражданского законодательства Российской Федерации. Это и нормы об оказании услуг, и купля-продажа, и дарение, и многие другие. Общим документом для всех участников выступают правила сервиса, которые размещены на сайтах крауд-платформ. Таким образом, всё многообразие возникающих отношений находит юридическое закрепление в соответствующих документах.
Я
Последнюю букву алфавита мы оставили лично для вас. В основе краудфандинга – гражданские технологии и неравнодушие конкретных людей: авторов, запускающих различные инициативы, и участников, поддерживающих их. Не проходите мимо, увидев пост знакомого о запуске крауд-кампании – по возможности, поддержите его репостом, добрым словом или небольшим взносом. Хотя в краудфандинге не бывает небольших взносов – бывает недостаточное количество участников. Когда нас много и объединяемся, мы можем делать удивительные вещи. Развитие отрасли в целом напрямую зависит от каждого из нас. Именно поэтому день краудфандинга – это действительно народный праздник. С праздником! Пусть он обязательно касается лично вас. Краудфандинг – это люди. Мы с вами.