Новости
Новости
21.11.2024
20.11.2024
19.11.2024
18+
Статьи

Департамент в идеальном шторме

«Это похоже на масштабную войсковую операцию». «Нам всем понятен образ идеального шторма». «Мы посмотрели на жизнь с другой стороны». Чиновники самого социального из департаментов Правительства Москвы рассказали АСИ о жизни и работе при коронавирусе, а еще о том, какую роль в этой ситуации сыграли НКО.

Александра Александрова, первый замруководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы:

Мы оказались в эпицентре событий и проблем, вызванных коронавирусом. Нам всем понятен образ идеального шторма, когда силы обстоятельств настолько велики, что сопротивляться бесполезно. Но, находясь в шторме, вы хотя бы знаете, что он когда-нибудь закончится. Когда началась пандемия СOVID-19, мне стало понятно, что это явление другого масштаба. И когда она пройдет, мир уже не будет прежним.

Александра Александрова. Фото предоставлено Департаментом труда и социальной защиты населения г. Москвы

«Моя работа» под ударом

До пандемии уровень регистрируемой безработицы в Москве составлял 0,42%. Сейчас, по официальным данным, — 2,21%. Многие из потерявших работу обратились в Центр занятости населения Москвы «Моя работа». Нагрузка на него выросла в 10-15 раз. Раньше в «Мою работу» обращались в день 500-600 человек, с начала апреля — 10-50 тысяч. Сотрудники службы занятости работали, минимум, по 14 часов, без выходных и праздников.

Больше всего обращений было зафиксировано после объявления о региональной компенсационной выплате безработным в размере 19 500 рублей. В первые же сутки через сайт центра занятости было подано 12,5 тыс. заявок. А всего с 30 марта — 268 тысяч. В контакт-центр «Моей работы» поступило 467 тыс. звонков, сайт посетили 6,31 млн человек.

Александра Александрова: Надо понимать, что «Моя работа» — не глобальная международная сервисная компания, она не была готова к таким перегрузкам. Это было похоже на масштабную войсковую операцию

Роман Шкут, директор Центра занятости населения Москвы «Моя работа»: Конечно, все работали на износ, но это специфика социальной защиты, которая в сложный период для страны и города должна быть в первых рядах.

Штат центра вырос в полтора раза, 600 человек пришли из системы соцзащиты, быстро прошли обучение и подключились к консультированию. Численность сотрудников колл-центра увеличили в 20 раз. В начале апреля в ожидании ответа специалистов приходилось висеть на телефоне по два-три часа. К маю ответ поступал сразу.

Работа в новом формате

«Идеальный шторм» заставляет быстро перестраиваться всех: и городские службы, и людей, которым они помогают.

Для департамента одним из главных вызовов с началом пандемии стал полный переход в онлайн.

Александра Александрова: Мы все живем в абсолютно новых реалиях дистанционного режима, zoom-совещаний, проектных групп в мессенджерах. Мы меньше видим друг друга, но, по-моему, больше общаемся. Мы ничем не отличаемся от обычных коммерческих компаний, мы должны действовать так же быстро и быстро меняться. Это заблуждение, что у социальных служб мегаполиса нет конкуренции. Она, конечно же, есть, мы конкурируем с другими городами и мегаполисами за ощущение комфорта населения в городе, за его удовлетворенность социальными услугами, за его чувство защищенности…

Массовый переход на дистанционную работу – это испытание для любой организации. Пожалуй, это было главным вызовом пандемии – перевести в онлайн все услуги, которые возможно. И в такой онлайн, который прост и удобен, как покупка в современном интернет-магазине.

Сейчас человек в статусе безработного может пройти перерегистрацию дистанционно, не нужно никуда ехать, чтобы сохранить назначенные выплаты и пособия. Онлайн можно подать заявку на получение справок о постановке на учет в качестве безработного, о социальных выплатах в период безработицы, о регистрации/отсутствии регистрации в органах службы занятости населения Москвы.

Александра Александрова: Нужно было как можно быстрее оформить статус безработного для огромного количества людей, которые оказались из-за потери дохода в затруднительном финансовом положении. Мы сделали это – на сегодняшний день пособие получают почти 100 тысяч человек, это рекордная цифра по России.

Роман Шкут. Фото предоставлено Департаментом труда и социальной защиты населения г. Москвы

На сайте «Моей работы» около 40 тыс. вакансий, в режиме онлайн доступны заявки на профориентацию и профтестирование, обучение и дополнительное профессиональное образование. С 11 марта, когда ВОЗ объявила о пандемии, через центр занятости трудостроено более 10,7 тыс. человек.

Роман Шкут: Пандемия — это классический пример принятия решения в условиях неопределенности. До этого времени человек мог спокойно размышлять: на какую зарплату я рассчитываю, как выбрать работу поинтересней, есть или нет перспективы карьерного роста. В Москве было более миллиона вакансий и на одного человека приходилось четыре-пять из них. Сейчас, в условиях коронавирусной инфекции, такой роскоши уже нет.

На рынке труда, измененном пандемией, нужны операторы колл-центров, курьеры, водители, кассиры. Конечно, это временно и после коронавируса спрос на эти специальности уже не будет так высок, снова появятся офисные вакансии… Но более востребованы будут те, кто может работать удаленно (IT-специалисты, HR, дизайнеры, антикризисные менеджеры), и люди рабочих специальностей (слесари, сантехники, электрики), считают в центре «Моя карьера».

По-прежнему остро в период пандемии стоит вопрос о занятости людей с инвалидностью. Программы трудоустройства для них продолжают действовать, несмотря на дефицит вакансий.

Департамент труда и соцзащиты совместно с некоммерческими организациями помогает найти работу людям с инвалидностью, принимая во внимание все особенности и навыки человека. Программы по трудоустройству продолжаются, несмотря на дефицит вакансий.

Роман Шкут: Каждая компания, в штатном расписании которой свыше 100 человек, обязана трудоустраивать людей с инвалидностью. Мы с этими компаниями работаем, отрабатываем запросы каждого соискателя с инвалидностью и подбираем наилучший вариант. Конечно, без некоммерческих организаций мы не можем выстроить такую работу. Мы взаимодействуем с межрегиональными общественными организациями, благотворительными фондами: «Качество жизни», Творческим объединением «Круг»,  РОО «Катюша», РООИ «Перспектива», «Наш солнечный мир»… 

Если нельзя дистанционно

До пандемии столичный Департамент труда и социальной защиты населения оказывал помощь на дому 128 тыс. человек. С 26 марта 2020 года к ним прибавился 1 млн 850 тыс. человек — люди старше 65 лет, москвичи с хроническими заболеваниями и те, кто лечится от коронавирусной инфекции дома.

Социальный работник Ольга Жукова (ТСЦО «Алексеевский»). Фото предоставлено Департаментом труда и социальной защиты населения г. Москвы

В течение двух недель была принципиально трансформирована работа социальных служб и сформирована система обслуживания на дому новых категорий горожан. За счет внутренних кадровых изменений число работников, обслуживающих людей на дому, увеличили почти на треть — до 9,5 тыс. человек. Важную часть работы взяли на себя волонтеры. Сейчас в штабе волонтеров центра «Моя карьера» 1500 добровольных помощников. Этого достаточно, чтобы помощь получили все москвичи, которые не могут выйти из дома, новые заявки департамент не рассматривает.

Александра АлександроваПредставьте, полторы тысячи человек, готовые нередко рисковать своей жизнью, да и просто отдать свое время ради заботы о тех, кому нужна помощь во время коронавирусной бури!

Для помощи людям с подтвержденным COVID-19 был открыт набор волонтеров, переболевших COVID-19 и защищенных иммунитетом.

Ирина Швец, директор специализированного центра занятости населения «Моя карьера»: Более 350 человек выразили готовность стать волонтерами и ждут результаты тестов на антитела, а уже более 30 добровольцев сегодня помогают другим заболевшим москвичам… Художница Владлена была одной из первых заболевших — заразилась коронавирусом во Франции. После выписки из больницы сдала кровь и плазму, чтобы помочь тем, кто находится в тяжелом состоянии. Но на этом она не остановилась и решила стать волонтером.

Еще один волонтер — Валентина. Она вместе с тремя детьми перенесла болезнь дома и понимает, как это тяжело. Или Анна – она заболела в начале марта, лечилась в больнице от двусторонней пневмонии средней тяжести. После выписки, не раздумывая, согласилась стать волонтером. Волонтеры, которые столкнулись лицом к лицу с тяжелым заболеванием, как никто понимают, как важно поддерживать друг друга в трудное время.

Ирина Швец. Фото предоставлено Департаментом труда и социальной защиты населения г. Москвы

Портрет социального волонтера

Пандемия изменила гендерные пропорции среди волонтеров, оказывающих социальную помощь.

Ирина Швец: Обычно костяк добровольных помощников составляют молодые люди, в основном, женщины. Во время эпидемии мы увидели, что стало намного больше людей среднего возраста: от 30 до 55 лет – это 2/3 наших волонтеров. Кроме того, на помощь горожанам откликнулось очень много мужчин. Их примерно половина от общего числа. Волонтеры учатся и работают в совершенно разных сферах и областях: это и студенты, и сотрудники банков, и специалисты в области IT-технологий, а также представители строительных организаций, различных производств, работники искусства и многих других сфер.

Вместе с НКО

70% проектов — получателей грантов «Москва – добрый город» — из-за пандемии пришлось приостановить. Многие некоммерческие организации и волонтерские объединения встали на борьбу с коронавирусной инфекцией. Вместе со специализированным центром занятости населения «Моя карьера» они принимают активное участие в проекте «Мой социальный помощник».

Ирина Швец: Конечно, мы бы не справились, если бы не партнеры, которые почти сразу после объявления режима самоизоляции предложили свою помощь. Среди них есть те, кто направил нам первых волонтеров, те, кто ежедневно предоставляет продуктовые наборы и горячие обеды и те, кто-то помогает их развозить. Первыми подключились наши партнеры из НКО, которые работают в ПНИ и ПВТ. Это были первые 300 самых проверенных и отважных волонтеров с базовыми знаниями по социальной помощи. Они составили основу волонтерского штаба.

Представители НКО помогали разрабатывать инструкции для волонтеров, участвовали в процессе отбора и обучения. 70 опытных сотрудников НКО и профессиональных психологов-консультантов проводили собеседования для желающих стать социальными волонтерами, — их было 6 тыс. человек.

Александра Александрова: Мы очень высоко ценим труд некоммерческих организаций, в первую очередь потому, что они не перестали делать то, чем занимались до пандемии. Это был сложный вызов, к например, перевести занятия по реабилитации для особых детей в онлайн. Но сейчас можно смело говорить, что наши НКО полностью справились. Например, совместно с Центром «Наш солнечный мир» департамент запустил проект онлайн-поддержки семей с детьми-инвалидами. Это тот случай, когда пандемия стала причиной возникновения новой уникальной методики работы. Уже сейчас мы получаем много положительных отзывов о проекте и намерены продолжать работу в дистанционном режиме и после выхода из режима самоизоляции.

Чему научила эпидемия

Чиновники Департамента труда и социальной защиты населения говорят, что и после пандемии многие услуги по-прежнему будут предоставляться в дистанционном режиме.  Это упрощает подачу документов, это современный город, это быстро и удобно.

По-прежнему будут востребована практика сотрудничества с добровольцами на постоянной основе.

Ирина Швец: В этот период все были дома, поэтому найти волонтеров оказалось несложно. В дальнейшем мы должны сделать так, чтобы люди включались по мере возможности, не в ущерб семье и работе. Поэтому наша задача как центра «Моя карьера» − выстроить очень логичную систему помощи, чтобы она была комфортна для всех. Я думаю, что в вместе у нас все получится.

Но самые существенные изменения коснутся, видимо, идеологии работы департамента.

Ирина Швец: В этот период мы все взяли на себя дополнительную нагрузку, но мы понимали, что иначе просто нельзя. С начала самоизоляции мы все перешли практически на круглосуточный режим работы, без выходных. Но мы понимали, если город и москвичи оказались в непростой ситуации, нуждаются в помощи и поддержке, разумеется, мы должны максимально включиться в процесс, тоже в каком-то смысле стать волонтерами, стать и сердцем, и разумом этого движения. Сегодня все сотрудники центра «Моя карьера» благодарят, что оказались причастны к созданию новой истории социальной помощи. За это время мы все посмотрели на жизнь с другой стороны, сплотились и стали семьей.

Александра Александрова: Я думаю, что трудности, которые появились в нашей жизни, стали замечательной возможностью для социальных служб Москвы окончательно перестроить свое мировоззрение. Если раньше оно отвечало парадигме «Кому нужно, тот придет к нам», то теперь это «Мы существуем, чтобы помочь москвичу». Мы – не какая-то абстрактная городская функция, а сервис для горожанина, современный, удобный, эффективный. Это, пожалуй, основополагающий принцип работы Департамента труда и социальной защиты…

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике