Александра Александрова, первый замруководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы:
Мы оказались в эпицентре событий и проблем, вызванных коронавирусом. Нам всем понятен образ идеального шторма, когда силы обстоятельств настолько велики, что сопротивляться бесполезно. Но, находясь в шторме, вы хотя бы знаете, что он когда-нибудь закончится. Когда началась пандемия СOVID-19, мне стало понятно, что это явление другого масштаба. И когда она пройдет, мир уже не будет прежним.
«Моя работа» под ударом
До пандемии уровень регистрируемой безработицы в Москве составлял 0,42%. Сейчас, по официальным данным, — 2,21%. Многие из потерявших работу обратились в Центр занятости населения Москвы «Моя работа». Нагрузка на него выросла в 10-15 раз. Раньше в «Мою работу» обращались в день 500-600 человек, с начала апреля — 10-50 тысяч. Сотрудники службы занятости работали, минимум, по 14 часов, без выходных и праздников.
Больше всего обращений было зафиксировано после объявления о региональной компенсационной выплате безработным в размере 19 500 рублей. В первые же сутки через сайт центра занятости было подано 12,5 тыс. заявок. А всего с 30 марта — 268 тысяч. В контакт-центр «Моей работы» поступило 467 тыс. звонков, сайт посетили 6,31 млн человек.
Александра Александрова: Надо понимать, что «Моя работа» — не глобальная международная сервисная компания, она не была готова к таким перегрузкам. Это было похоже на масштабную войсковую операцию…
Роман Шкут, директор Центра занятости населения Москвы «Моя работа»: Конечно, все работали на износ, но это специфика социальной защиты, которая в сложный период для страны и города должна быть в первых рядах.
Штат центра вырос в полтора раза, 600 человек пришли из системы соцзащиты, быстро прошли обучение и подключились к консультированию. Численность сотрудников колл-центра увеличили в 20 раз. В начале апреля в ожидании ответа специалистов приходилось висеть на телефоне по два-три часа. К маю ответ поступал сразу.
Работа в новом формате
«Идеальный шторм» заставляет быстро перестраиваться всех: и городские службы, и людей, которым они помогают.
Для департамента одним из главных вызовов с началом пандемии стал полный переход в онлайн.
Александра Александрова: Мы все живем в абсолютно новых реалиях дистанционного режима, zoom-совещаний, проектных групп в мессенджерах. Мы меньше видим друг друга, но, по-моему, больше общаемся. Мы ничем не отличаемся от обычных коммерческих компаний, мы должны действовать так же быстро и быстро меняться. Это заблуждение, что у социальных служб мегаполиса нет конкуренции. Она, конечно же, есть, мы конкурируем с другими городами и мегаполисами за ощущение комфорта населения в городе, за его удовлетворенность социальными услугами, за его чувство защищенности…
Массовый переход на дистанционную работу – это испытание для любой организации. Пожалуй, это было главным вызовом пандемии – перевести в онлайн все услуги, которые возможно. И в такой онлайн, который прост и удобен, как покупка в современном интернет-магазине.
Сейчас человек в статусе безработного может пройти перерегистрацию дистанционно, не нужно никуда ехать, чтобы сохранить назначенные выплаты и пособия. Онлайн можно подать заявку на получение справок о постановке на учет в качестве безработного, о социальных выплатах в период безработицы, о регистрации/отсутствии регистрации в органах службы занятости населения Москвы.
Александра Александрова: Нужно было как можно быстрее оформить статус безработного для огромного количества людей, которые оказались из-за потери дохода в затруднительном финансовом положении. Мы сделали это – на сегодняшний день пособие получают почти 100 тысяч человек, это рекордная цифра по России.
На сайте «Моей работы» около 40 тыс. вакансий, в режиме онлайн доступны заявки на профориентацию и профтестирование, обучение и дополнительное профессиональное образование. С 11 марта, когда ВОЗ объявила о пандемии, через центр занятости трудостроено более 10,7 тыс. человек.
Роман Шкут: Пандемия — это классический пример принятия решения в условиях неопределенности. До этого времени человек мог спокойно размышлять: на какую зарплату я рассчитываю, как выбрать работу поинтересней, есть или нет перспективы карьерного роста. В Москве было более миллиона вакансий и на одного человека приходилось четыре-пять из них. Сейчас, в условиях коронавирусной инфекции, такой роскоши уже нет.
На рынке труда, измененном пандемией, нужны операторы колл-центров, курьеры, водители, кассиры. Конечно, это временно и после коронавируса спрос на эти специальности уже не будет так высок, снова появятся офисные вакансии… Но более востребованы будут те, кто может работать удаленно (IT-специалисты, HR, дизайнеры, антикризисные менеджеры), и люди рабочих специальностей (слесари, сантехники, электрики), считают в центре «Моя карьера».
По-прежнему остро в период пандемии стоит вопрос о занятости людей с инвалидностью. Программы трудоустройства для них продолжают действовать, несмотря на дефицит вакансий.
Департамент труда и соцзащиты совместно с некоммерческими организациями помогает найти работу людям с инвалидностью, принимая во внимание все особенности и навыки человека. Программы по трудоустройству продолжаются, несмотря на дефицит вакансий.
Роман Шкут: Каждая компания, в штатном расписании которой свыше 100 человек, обязана трудоустраивать людей с инвалидностью. Мы с этими компаниями работаем, отрабатываем запросы каждого соискателя с инвалидностью и подбираем наилучший вариант. Конечно, без некоммерческих организаций мы не можем выстроить такую работу. Мы взаимодействуем с межрегиональными общественными организациями, благотворительными фондами: «Качество жизни», Творческим объединением «Круг», РОО «Катюша», РООИ «Перспектива», «Наш солнечный мир»…
Если нельзя дистанционно
До пандемии столичный Департамент труда и социальной защиты населения оказывал помощь на дому 128 тыс. человек. С 26 марта 2020 года к ним прибавился 1 млн 850 тыс. человек — люди старше 65 лет, москвичи с хроническими заболеваниями и те, кто лечится от коронавирусной инфекции дома.
В течение двух недель была принципиально трансформирована работа социальных служб и сформирована система обслуживания на дому новых категорий горожан. За счет внутренних кадровых изменений число работников, обслуживающих людей на дому, увеличили почти на треть — до 9,5 тыс. человек. Важную часть работы взяли на себя волонтеры. Сейчас в штабе волонтеров центра «Моя карьера» 1500 добровольных помощников. Этого достаточно, чтобы помощь получили все москвичи, которые не могут выйти из дома, новые заявки департамент не рассматривает.
Александра Александрова: Представьте, полторы тысячи человек, готовые нередко рисковать своей жизнью, да и просто отдать свое время ради заботы о тех, кому нужна помощь во время коронавирусной бури!
Для помощи людям с подтвержденным COVID-19 был открыт набор волонтеров, переболевших COVID-19 и защищенных иммунитетом.
Ирина Швец, директор специализированного центра занятости населения «Моя карьера»: Более 350 человек выразили готовность стать волонтерами и ждут результаты тестов на антитела, а уже более 30 добровольцев сегодня помогают другим заболевшим москвичам… Художница Владлена была одной из первых заболевших — заразилась коронавирусом во Франции. После выписки из больницы сдала кровь и плазму, чтобы помочь тем, кто находится в тяжелом состоянии. Но на этом она не остановилась и решила стать волонтером.
Еще один волонтер — Валентина. Она вместе с тремя детьми перенесла болезнь дома и понимает, как это тяжело. Или Анна – она заболела в начале марта, лечилась в больнице от двусторонней пневмонии средней тяжести. После выписки, не раздумывая, согласилась стать волонтером. Волонтеры, которые столкнулись лицом к лицу с тяжелым заболеванием, как никто понимают, как важно поддерживать друг друга в трудное время.
Портрет социального волонтера
Пандемия изменила гендерные пропорции среди волонтеров, оказывающих социальную помощь.
Ирина Швец: Обычно костяк добровольных помощников составляют молодые люди, в основном, женщины. Во время эпидемии мы увидели, что стало намного больше людей среднего возраста: от 30 до 55 лет – это 2/3 наших волонтеров. Кроме того, на помощь горожанам откликнулось очень много мужчин. Их примерно половина от общего числа. Волонтеры учатся и работают в совершенно разных сферах и областях: это и студенты, и сотрудники банков, и специалисты в области IT-технологий, а также представители строительных организаций, различных производств, работники искусства и многих других сфер.
Вместе с НКО
70% проектов — получателей грантов «Москва – добрый город» — из-за пандемии пришлось приостановить. Многие некоммерческие организации и волонтерские объединения встали на борьбу с коронавирусной инфекцией. Вместе со специализированным центром занятости населения «Моя карьера» они принимают активное участие в проекте «Мой социальный помощник».
Ирина Швец: Конечно, мы бы не справились, если бы не партнеры, которые почти сразу после объявления режима самоизоляции предложили свою помощь. Среди них есть те, кто направил нам первых волонтеров, те, кто ежедневно предоставляет продуктовые наборы и горячие обеды и те, кто-то помогает их развозить. Первыми подключились наши партнеры из НКО, которые работают в ПНИ и ПВТ. Это были первые 300 самых проверенных и отважных волонтеров с базовыми знаниями по социальной помощи. Они составили основу волонтерского штаба.
Представители НКО помогали разрабатывать инструкции для волонтеров, участвовали в процессе отбора и обучения. 70 опытных сотрудников НКО и профессиональных психологов-консультантов проводили собеседования для желающих стать социальными волонтерами, — их было 6 тыс. человек.
Александра Александрова: Мы очень высоко ценим труд некоммерческих организаций, в первую очередь потому, что они не перестали делать то, чем занимались до пандемии. Это был сложный вызов, к например, перевести занятия по реабилитации для особых детей в онлайн. Но сейчас можно смело говорить, что наши НКО полностью справились. Например, совместно с Центром «Наш солнечный мир» департамент запустил проект онлайн-поддержки семей с детьми-инвалидами. Это тот случай, когда пандемия стала причиной возникновения новой уникальной методики работы. Уже сейчас мы получаем много положительных отзывов о проекте и намерены продолжать работу в дистанционном режиме и после выхода из режима самоизоляции.
Чему научила эпидемия
Чиновники Департамента труда и социальной защиты населения говорят, что и после пандемии многие услуги по-прежнему будут предоставляться в дистанционном режиме. Это упрощает подачу документов, это современный город, это быстро и удобно.
По-прежнему будут востребована практика сотрудничества с добровольцами на постоянной основе.
Ирина Швец: В этот период все были дома, поэтому найти волонтеров оказалось несложно. В дальнейшем мы должны сделать так, чтобы люди включались по мере возможности, не в ущерб семье и работе. Поэтому наша задача как центра «Моя карьера» − выстроить очень логичную систему помощи, чтобы она была комфортна для всех. Я думаю, что в вместе у нас все получится.
Но самые существенные изменения коснутся, видимо, идеологии работы департамента.
Ирина Швец: В этот период мы все взяли на себя дополнительную нагрузку, но мы понимали, что иначе просто нельзя. С начала самоизоляции мы все перешли практически на круглосуточный режим работы, без выходных. Но мы понимали, если город и москвичи оказались в непростой ситуации, нуждаются в помощи и поддержке, разумеется, мы должны максимально включиться в процесс, тоже в каком-то смысле стать волонтерами, стать и сердцем, и разумом этого движения. Сегодня все сотрудники центра «Моя карьера» благодарят, что оказались причастны к созданию новой истории социальной помощи. За это время мы все посмотрели на жизнь с другой стороны, сплотились и стали семьей.
Александра Александрова: Я думаю, что трудности, которые появились в нашей жизни, стали замечательной возможностью для социальных служб Москвы окончательно перестроить свое мировоззрение. Если раньше оно отвечало парадигме «Кому нужно, тот придет к нам», то теперь это «Мы существуем, чтобы помочь москвичу». Мы – не какая-то абстрактная городская функция, а сервис для горожанина, современный, удобный, эффективный. Это, пожалуй, основополагающий принцип работы Департамента труда и социальной защиты…
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.