Новости
Новости
09.09.2024
06.09.2024
05.09.2024
18+
Статьи

НКО в пандемию: как справиться с эмоциональным выгоранием

Как НКО пережили длительную самоизоляцию и как спасаются от выгорания в период, когда работы становится больше, а ресурсов меньше? Корреспондент АСИ Марина Некрасова поговорила с представителями четырех организаций, которым даже на пике пандемии нельзя было останавливать работу.

Фото: Diego San / Unsplash

Первый снаряд попадает в близких

Благотворительный фонд помощи пожилым людям и инвалидам «Старость в радость» перевел «на удаленку» всю волонтерскую работу, с подопечными из домов престарелых общение вели по видеосвязи. Самый сложный день за весь период самоизоляции — 10 апреля, говорит Елизавета Олескина, директор фонда.

«Это наш дом, в котором мы много лет работали. Как будто первый же снаряд попал в твоих близких, а ты еще не знаешь, как воевать на этой войне, не знаешь, что будешь делать. Но может быть, именно из-за этого тогда все буквально за несколько часов мобилизовались», — вспоминает Елизавета Олескина.

Сейчас фонд помогает примерно 60 интернатам, в которых есть случаи заражения коронавирусом. Команда большая, и каждый старается в сложной ситуации поддерживать коллег. С волонтерами и постоянными сотрудниками фонда встречаются психологи, но все равно постоянная угроза для подопечных — это тяжело.

«Когда вирус приходит в тот или иной интернат, это удар для того, кто теснее всего с этим интернатом работал. Одно дело — болеют или умирают бабушки, которых ты едва на фото видел. Другое дело — умирает дедушка Вася, с которым ты раз в месяц танцевал вальс», — продолжает Елизавета Олескина.

Помогают успехи — их не стало меньше во время пандемии: кого-то удалось поднять на ноги, куда-то наконец-то нашли персонал. И понимание того, что переживать некогда, что надо работать наперегонки с вирусом.

«Гормон стресса поддерживает горение, выгорание наступит чуть позже. Пока видно, что коллеги устали, у нас же фактически круглосуточная работа. Страна огромная, и сообщения об очередной вспышке в учреждении могут прийти в любое время суток», — объясняет руководитель фонда.

Елизавета Олескина. Фото предоставлено пресс-службой БФ «Старость в радость»

Руки опускаются. На две секунды

Центр «Дом друзей» помогает бездомным. Тяжелее всего было в конце марта, вспоминает Лана Журкина, директор центра. Резко сократились пожертвования, а заявок на помощь с каждым днем становилось все больше. Никто не знал, как помочь бездомным в период коронавируса. Были проблемы с полицией, не получалось найти помещение для проекта «Убежище».

«Мы сразу решили, что закрываться не будем. Мы поняли, что должны использовать все доступные ресурсы, потому что голодных будет все больше. Мы аккумулировали все наши знания и силы, стали больше работать», — говорит Журкина.

Перейти «на удаленку» «Дом друзей» не мог: оказывать медицинскую помощь и кормить людей можно только лично. С начала пандемии штат организации увеличился втрое. «Нерабочие» дни помогли найти новых сотрудников. Некоторые из них — бывшие бездомные, которые благодаря «убежищам» смогли найти работу и дом.

В Москве открылись шесть убежищ для людей, которым негде жить, негде самоизолироваться в период пандемии. Помещения хостелов для «убежищ» организация арендует за счет пожертвований. Всех постояльцев осматривает врач, у всех берут анализ на коронавирус.

«Мы ввязались в большой проект «Убежище» и переживаем совсем новые эмоции. И тут пока не до выгорания. У людей появилось время подумать, чем они занимались до этого и чем хотят сейчас», — говорит Лана Журкина.

Очень важна поддержка коллег, обмен опытом — важная часть командной работы. Это помогает быстро восстанавливать ресурс и работать дальше.

«У меня руки часто опускаются. На две секунды. Потом их поднимает злость, ярость. Они опускаются, когда ты видишь что-то, что один человек не должен делать с другим. Опускаются после очередного вранья. Но тут же поднимаются», — рассказывает Журкина.

Сейчас центр продолжает помогать бездомным, идет активная работа в хостелах. В конце мая «Дому друзей» исполнилось три года. «Мы не сдаемся», – говорит Лана Журкина.

Лана (Алания) Журкина. Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Сложное время помогает выявить истинные ценности

Благотворительный фонд помощи родителям в трудной жизненной ситуации «Свет в руках» с началом самоизоляции перевел работу в онлайн. Тяжелее всего было в начале, когда никто не понимал, что делать и как долго продлится режим самоизоляции, отмечает Елена Кириллова, руководитель направления по связям с общественностью.

«Работа фонда построена прежде всего на взаимной поддержке и стабильной «экологичной» коммуникации. Это особенно важно в связи с тем, что многие сотрудники и волонтеры работают удаленно из разных городов России», — говорит Кириллова.

Для профилактики эмоционального выгорания и профессионального переутомления каждый сотрудник имеет возможность получить психологическую помощь — так было и до пандемии. С конца марта фонд открыл онлайн-группы психологической помощи для медицинского персонала.

«За все время пандемии не было случая, чтобы сотрудник или волонтер покинул фонд в связи с эмоциональным выгоранием или перегрузками. Наоборот, к нам в команду пришли несколько человек. Этот сложный  период помогает выявить истинные ценности», — уверена Елена Кириллова.

Полина Трифонова. Фото из личного архива

Не можешь просто встать и уйти

Благотворительный фонд «Дом с маяком» в период пандемии продолжал поддерживать хосписы Москвы и Подмосковья. В начале апреля несколько профильных министерств подписали письмо, в котором рекомендовали передать до конца карантина детей и взрослых из интернатов в семьи. Для сотрудников это стало знаковым событием: несколько детей из интернатов оказались в семье.

Каждый переживает пандемию по-своему, говорит Полина Трифонова, административный директор фонда. Кому-то тяжело в начале из-за резкой смены образа жизни, кто-то сталкивается с трудностями ближе к середине: появилась истощенность от ограничения свободы. А некоторым становится тяжело ближе к концу: они не знают, как безболезненно вернуться к обычной жизни после стольких дней самоизоляции.

«На каждом из этих этапов требуются разные действия от руководства, — говорит Полина Трифонова. — На первом нужны четкие задачи и правила, по которым мы будем жить в новых условиях. Как мы будем оказывать помощь подопечным, что теперь поменяется в наших услугах. На втором – важна просто поддержка, ощущение команды, понимание, что человек не один. На третьем опять необходимы четкие указания: как будем выходить из карантина, как теперь поменяется наша жизнь —  четкий план по возвращению».

«Дом с маяком» организовал занятия по фитнесу, лекции и встречи в онлайн-формате, чтобы сотрудники не чувствовали себя одиноко. Сотрудники детского хосписа могут поговорить с психологами. «Ты понимаешь, что не можешь просто встать и уйти в период, когда тебе сложно найти замену. Как бы сложно не было, как бы не ощущалось что «все, больше не могу», — объясняет Трифонова.

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике