Хрупкость и одиночество
Пандемия, безусловно, обострила многие проблемы и одна из них — хрупкость пожилых людей. Кто-то заболел, кто-то не дожил… А те, кто живы, очень сильно прочувствовали эту свою хрупкость, а вместе с ней страх и одиночество.
Одиночество многим старикам было знакомо и раньше: люди своего поколения уходят, сам ты уходишь с работы, а значит уходит окружение. Дети и внуки вырастают.
Пандемия обострила одиночество до предела. Пожилые в стационарных учреждениях закрыты уже год. Только в августе чуть-чуть получилось с ними пообщаться, конечно, на улице, в масках, перчатках, на расстоянии. И только с теми, кто мог сам к нам спуститься. А лежачие уже год никого не видят.
Люди, которые работают в таких учреждениях во время пандемии, — герои, они очень стараются. Но все же жители интернатов остались практически в изоляции.
«Приходите чаще, хоть на людей посмотрю»
Пожилые люди, живущие дома, тоже по сути оказались закрытыми. Они, конечно, и сами боятся выходить. Но если молодые люди перешли на современные средства общения (интернет, zoom, чаты), то у людей старшего поколения общение просто обрубилось.
В начале пандемии была создана коалиция организаций, помогающих пожилым людям, «Забота рядом». На одной из встреч ее участников Михаил Кузнецов из Центра развития НКО Ульяновска рассказал, как они проводили двухдневную конференцию. В первый день пришли представители НКО и много говорили о том, как пожилым людям нужны продукты, лекарства, какие-то вещи.
А на второй день конференции пришли сами пожилые и хором сказали, что самое главное — это общение.
Я все время цитирую одну бабушку: когда мы к ней приходим, все такие осторожные, в масках, она говорит: приходите чаще, хоть на людей посмотрю.
Бесконтактная доставка еды, помощь с лекарствами – это все хорошо, но самое страшное, что люди вообще не видят людей.
Место в обществе
Раньше пожилой человек был главой семейства, носителем мудрости и традиционной культуры, тем, кто знает, когда что сеять и когда что собирать.
Сейчас пожилой человек и даже человек предпенсионного возраста оказывается невостребованным. А в пандемию пожилые еще меньше стали хозяевами своей жизни: самое доброе стремление о них позаботиться рискует перейти в стремление решить за человека его судьбу, сделать его не субъектом своей жизни, а лишь объектом чьей-то заботы.
Забота – это действительно прекрасно, но есть опасность лишить пожилых людей тех «функций», которые у них еще остались.
К примеру, пожилая дама может и хочет пойти в магазин за продуктами. Но кто-то из близких заказывает доставку, потому что это безопасней, и в общем-то будет прав, но эта милая пожилая дама окажется лишенной возможности выбрать то, что она сама хотела выбрать, и возможности прогуляться. Может, у нее и так оставалось не так много «функций», и те отбираются… А если мы чем-то не пользуемся, то оно отмирает.
Кто-то в пандемию частично разучился ходить, потому что ходит только по квартире. Моя мама в том числе. Вышла недавно на улицу и теперь плохо понимает, как делать шаги. Кто-то почти разучился говорить.
И вот НКО и все неравнодушные пытаются пробить эти невидимые стены.
Помощь в учреждениях
Пожилые люди, которые находятся в учреждениях, оказались в зависимом положении. Персонал, конечно, пытается что-то организовать, придумать, подключить волонтеров. Но им самим очень сложно, они работают вахтами, по две-три недели не видят свои семьи.
Мы со своей стороны можем звонить по телефону всем, у кого есть телефон и кто может к нему подойти. Мы можем организовать Zoom-встречи с помощью персонала. Можно слать письма, поздравления и подарки. Даже маленький знак внимания напоминает, что ты не один. Это сейчас очень ценно.
Наша команда на Рождество всегда устраивала большой праздник в учреждениях: приходили в комнату к каждому, поздравляли. В этом году решили разослать подарки, но перед этим подумали, как было бы хорошо, чтобы в каждом подарке была самодельная открытка. Но где же мы возьмем почти пятьсот открыток?
Попросили о помощи всех подряд: учителей в школах, посетителей творческих центров, знакомых. В результате возникла настоящая волна творческой солидарности, а открыток хватило не на один, а на два пансионата.
Международная организация «Община святого Эгидия» создала проект «Без стариков нет будущего», который призывает всех неравнодушных обратить внимание на пожилых людей, не оставлять их в изоляции. А также выступает против избирательного здравоохранения – ситуации, когда кто-то принимает решение, кого лечить, а кого нет.
Помощь на дому
Что касается пожилых людей, которые живут дома, здесь ситуации разные.
Тем, кто ладит с интернетом, было сильно легче. На онлайн-зарядки Центра развития социальных технологий подключалось по 200-300 человек, пожилые читали друг другу лекции, проходили обучение в сервисе поиска няни «Бабушка на час». Все это дает людям возможность быть востребованными.
Но есть люди, которые не умеют обращаться с современными средствами связи. Замечательно, что на всех уровнях — государственном, муниципальном, на уровне волонтерских организаций — сразу возникла новая среда и желание помочь.
«Старость в радость», например, сделала горячую линию – с этого началась волна телефонного волонтерства. Организации, которые раньше занимались другим, начали открывать проекты, направленные на помощь пожилым. Количество людей, которые что-то делают, и их фантазия увеличились.
Запрос на общение и нужность
Самым острым был и остается запрос на общение.
А еще очень важно «выводить людей на заботу», как сказала Елена Кузнецова из благотворительного сообщества «Руки добра».
Если я позвоню какой-то бабушке и скажу: помогите мне, пожалуйста, у меня трудность, эта бабушка перестанет быть никому не нужной, запертой в своей комнате. Теперь она важный человек, который своей молитвой или мудростью может позаботиться о тех, кто ей дорог.
Телефонное общение волонтеров с пожилыми людьми – это прекрасно, но все не так просто. Пожилых людей и волонтеров надо сопровождать, поддерживать. Потому что бабушка может бояться миллиона вещей, и нужно ее уметь успокоить. Она может захотеть от волонтера чего-то трудновыполнимого, например, чтобы он приходил к ней каждый день. А у волонтера будут свои трудности и свои ошибки. Поэтому телефонное волонтерство, как и любая дружба, может развиваться только постепенно.
Круг солидарности
В идеале вокруг каждого пожилого человека надо построить сеть солидарности, в которой не только дочка или сын, если они есть, заботятся о родителях. Где есть родственники, есть социальные работники и некоммерческие организации, есть соседи, которым не все равно. Продавщица из соседнего маленького магазинчика, аптекарь из аптеки.
Чем больше вокруг одного человека такой солидарности, близости и поддержки, тем лучше. Тогда никто не окажется в одиночку на амбразуре.
А еще тогда большему количеству людей откроется радость общения с пожилыми людьми. Они же все очень интересные, они открывают совершенно другой мир. Кто-то недавно из молодых волонтеров мне сказал, что таких людей сейчас уже нет. Они другие, но в позитивном смысле, в смысле верности и надежности.
Роль сообщества
Сообщество организаций, помогающих пожилым людям, появилось очень вовремя. Я давно мечтала о площадке для общения организаций, которые помогают пожилым людям, обмениваются опытом и дружат, и я благодарна Кире Смирновой, исполнительному директору ассоциации «Все вместе», за предложение курировать такую площадку.
Мы на самом деле не очень хорошо все знакомы друг с другом, а еще у каждого немного свое поле деятельности. Вместе мы можем поднять взгляд, построить целостную картину широкого, многогранного и изменчивого мира старости, размышлять, ставить проблемы и искать пути их решения.
Возможно, это общение приведет к совместным проектам, новому творчеству и новым идеям, которые действительно помогут вывести пожилых людей из изоляции.
Хочется сделать наше общество более человечным, в котором пожилые люди не изолированы, живут достойной, полной и радостной жизнью. Я верю, что это возможно.
Записала Анна Ермягина.
Светлана Файн курирует сообщество НКО и социальных работников, помогающих пожилым людям, в проекте «Все вместе можем больше», который запустила ассоциация «Все вместе».
Цель — объединить тех, кто помогает другим, ведь комфортный обмен опытом может привести к рождению совместных инициатив, росту экспертности помогающих организаций, а выиграют от этого в первую очередь благополучатели.
Также действуют сообщества тех, кто помогает сиротам и людям в кризисной ситуации. За анонсами встреч можно следить здесь. Проект поддержан Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы.