День заботы
В апреле наш фонд уже в шестой раз будет проводить ежегодную Всероссийскую благотворительную акцию «День заботы», которая помогает собирать деньги на наши системные проекты. Но все равно мне, как и в первый раз, очень волнительно и страшно. Казалось бы, чего бояться? Ведь за пять лет мы уже все отработали.
На сайте деньзаботы.рф есть специальный «калькулятор заботы», с помощью которого каждый может подсчитать цену своего часа работы и определиться, сколько он готов пожертвовать на оплату работы проекта.
Но в этом году День заботы будет другим. Прежде мы собирали деньги на наш проект «Больничные дети»: средства, собранные на акции, шли на оплату работы нянь, круглые сутки ухаживающими за детьми-сиротами в больницах. Если «семейные» дети делят тяготы лечения с родной мамой, то дети, оставшиеся без родительского попечения, оказываются в больницах без так необходимой им заботы. За ними просто некому ухаживать. В штатах медучреждений нет нянь, которые были бы с ними круглосуточно. Кроме того, дети-отказники, перед тем как их распределят в детские дома, также попадают в больницы, хотя могут быть абсолютно здоровы.
В больничной палате, за решетками кроваток дети не могут нормально развиваться. По закону, ребенку полагается находиться в больнице 30 дней, но в реальности это затягивается на месяцы. Малыш и без того получил жестокую травму, лишившись семьи, а больничное одиночество только усложняет его состояние. Это огромный стресс, оказывающий серьезное воздействие на все развитие, на психику в дальнейшем.
Мы начали проект «Больничные дети» в год образования фонда – в 2007-м, и тогда нашей основной задачей было сделать пребывание детей-сирот в больнице безопаснее и комфортнее. Мы красили стены, покупали игрушки, привозили коробки подгузников. Но чем больше детей мы видели, тем сильнее понимали, что нужно копать глубже. В 2011 году открыли социальное отделение: оно давало гарантию, что все малыши будут содержаться в безопасности и заботе. Появились специальные палаты для отказников до четырех лет.
Но только открыв социальное отделение, мы стали думать, как бы его закрыть. Потребовалось три года, чтобы здоровых отказников стали сразу направлять в дома ребенка, не размещая в больницах. Преисполнившись самых радужных надежд, мы решили добиться того же по всей России. Ведь в Новосибирске получилось!
Только начало
Но на российском уровне принять такой же документ оказалась непросто. Не получилось ни в 2014 году, ни позже. Даже регионы не переняли опыт Новосибирской области. В больницах Москвы и Санкт-Петербурга до 2021 года размещалось 100% отказников и изъятых из семей. Шесть лет наш опыт изучали, проводили мониторинги, но не принимали решений. Мы ждали, когда дело сдвинется с мертвой точки, и собирали средства, чтобы оплачивать работу нянь, потому что дети оставались в больницах. Хуже всего, что в регионах, где не было НКО, которые могли это делать, дети находились в палатах одни.
В начале 2020 года Президент России Владимир Путин провел встречу с общественниками. Ее результатом стали поручения правительству. Оно должно до 1 июля было разработать порядок размещения российских детей-сирот в дома ребенка, а не в медучреждения без показаний, а также создать в больницах социальную услугу по присмотру и уходу за детьми, оставшимися без попечения родителей.
Но к 1 июля ничего не случилось.
Мы написали петицию, чтобы попытаться всем миром отстоять права малышей на уход, заботу и внимание. Ее подписали почти 18 тысяч человек, средства массовой информации подхватили тему.
Дело начало двигаться. В июле 2020 года Министерство просвещения и профильные ведомства стали активно работать над внесением изменений в законодательство. В октябре четыре министра подписали документ, по которому дети не должны помещаться в больницы без медицинских показаний. В декабре Министерство труда утвердило социальную услугу по уходу за детьми в больницах для учреждений соцзащиты. В середине марта был создан проект постановления о новой социальной услуге по сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Можно ли считать это финалом истории? Увы, нет. Появление этого документа – безусловно, огромный шаг к решению проблемы «больничных детей» в нашей стране. Но только начало. Теперь нам, некоммерческим организациям, нужно помочь регионам начать «играть» по новым правилам. Мы должны следить, чтобы детей не размещали в медучреждениях без нужды. У нас по-прежнему много работы, но мы не собираемся бросать ее. Просто теперь эта другая работа. И нам понадобится помощь всего общества: мы хотим, чтобы все, кому известны случаи нарушения прав детей в больницах или жестокого обращения с ними со стороны персонала, сообщали об этом нам.
Найти друг друга
Так как проблема больничных детей решена на законодательном уровне, мы решили, что в этом году День заботы будет посвящен проекту «Наставничество». Суть его заключается в индивидуальном сопровождении подростков из детских домов взрослым волонтером-наставником. Только представьте, по данным 2019 года, в детских домах страны находятся более 30 тысяч подростков в возрасте от 11 до 18 лет! Таких детей реже усыновляют или берут под опеку, чем ребят младшего возраста.
Вы можете хотя бы на минуточку представить жизнь ребенка в детском доме? Взрослые, которые с ним рядом, – это воспитатели, ровесники – «товарищи по несчастью». И тем, и другим трудно доверять, когда тебя оставили близкие.
Чтобы не оставлять подростков в детдомах наедине с проблемами, мы помогаем им найти взрослого наставника и друга, который может поддержать и поделиться жизненным опытом.
Еще 10 лет назад из десяти выпускников детских домов до 30 лет доживал только один.
Потому что, оказывается, для таких детей самое страшное — жизнь не в учреждении, а после него. Они не знают элементарных вещей. Что платить за квартиру необходимо каждый месяц, что надо зарабатывать деньги, потому что компенсация от государства рано или поздно закончится. Они иногда даже не знают, как выглядят те или иные продукты в магазине. Серьезно. Поэтому проблема социализации подростков-сирот не менее важная, хотя и более сложная для объяснения широкой аудитории.
Проект «Наставничество», который мы запустили в 2014 году в Новосибирске, стал одним из самых эффективных проектов для подростков из детских домов.
Не каждый из них может найти родителей, но они находят человека, который становится для них примером и показывает жизнь, которая находится за стенами учреждения.
Установить контакт бывает непросто, но помогают психологи и специалисты. Одни вместе занимаются спортом, другие обсуждают книги, третьи помогают бездомным животным, становясь ближе друг к другу.
Ульяна и ее подопечный Андрей живут в Рязани, и до большой дружбы им пока далеко, пока встречаются на территории школы-интерната либо в социальной квартире, где играют в настольные игры и узнают друг друга. Оля из Кирова увидела волонтера Асю на одном из занятий и сама написала ей с предложением познакомиться: так началась дружба. Из-за коронавирусных мер наставники пока не могут полноценно встречаться с подопечными, но часто общаются онлайн. Например, наставник Юлия и ее подопечная Диана по видеосвязи даже вместе сажают рассаду.
Проект активно работает в 14 регионах: Новосибирске, Екатеринбурге, Калининграде, Томске, Нижнем Новгороде, Перми, Иркутске, Уфе, Иванове, Красноярске. Оренбурге, Кирове, Чите и Рязани. Здесь создано уже более 550 пар.
То есть у 550 подростков есть рядом близкий человек, который поможет в сложной ситуации.
В марте к нам присоединились Барнаул и Чебоксары, но здесь процесс пока на стадии подготовки.
Наша цель в акции «День заботы» в этом году – показать, насколько нужна поддержка ребятам, которые готовятся ко взрослой жизни практически в одиночестве, и обеспечить работу проекта в действующих регионах на ближайших год, чтобы у нас были ресурсы на запуск «Наставничества» в новых регионах. Взрослые дети – тоже дети, и они заслуживают заботы, уважения и принятия.
Но и это – только начало. В этом году мы начали работу над проектом «Защитники детства», который полностью меняет вектор развития «Солнечного города». Надеемся отработать идеальную модель сохранения ребенка в семье. Главное для нас – интересы детей, а им нужна семья.