На первом конкурсе Фонда президентских грантов 2020 года региональная общественная организация волонтеров Самарской области «Домик детства» получила грант в размере почти 3 миллиона рублей на работу Центра взросления — проекта, который существует с 2013 года.
Как центр помогает выпускникам сиротских учреждений стать взрослыми, рассказал АСИ Антон Рубин, директор «Домика детства».
Проблемы, которые не решает учреждение
У истоков проекта стоит общероссийская проблема — сироты выходят из детских домов в никуда и почти сразу же падают в социальную яму. Волонтеры «Домика детства» наблюдали это годами, когда приходили в сиротские учреждения.
Они видели, что после выпуска сирот ждали зависимости, ранние беременности, жилищные, юридические и финансовые проблемы, трудности в быту и со здоровьем. Эти проблемы внутри учреждения не помогали решать.
«Мы старались помогать им точечно, но достаточно быстро пришли к выводу о необходимости системной работы по постинтернатному сопровождению», — говорит Рубин.
Фото: Valentin Lacoste / Unsplash
Так появился Центр взросления.
Два диплома, ни одной профессии
В никуда сироты выходят, потому что в Самарской области, как и по всей России, кроме столицы, — огромная очередь на квартиры. Антон Рубин рассказывает, сейчас у них в очереди стоят более 5 тысяч детей, ждут они по 5-10 лет.
В 2020 году Самара выдала 160 квартир для выпускников детских домов, в 2021 году выделила бюджет на 169.
Чтобы решить проблемы с жильем, сирот стараются пристроить в колледж, где есть общежитие.
«После выхода из детдома их отправляют учиться не туда, куда они хотят, а туда, где есть общежитие. Просто, банально, практично. Они выходят чаще всего с двумя дипломами (у детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот есть возможность получить два средних профессиональных образования. — Прим. АСИ), но без профессии. Они учатся сначала на одну профессию в колледже, например, овощевод. Потом их надо выгонять, а все еще некуда, поэтому оставляют там же и переводят на соседний курс, например, на переплетчика», — рассказывает Антон.
Правда, и после этого очередь на квартиру часто не успевает подойти. Устроиться на работу выпускникам сложно, потому что во время обучения профессию они не осваивают: просто «живут, получают стипендию и комнату». Учителя не хотят с ними связываться, ставят сессии автоматом.
К тому же из-за отсутствия выбора у них нет мотивации работать по специальности.
После выпуска из детского дома и колледжа государство резко лишает их всех льгот: пропадает социальная стипендия, пенсии по потере кормильца.
«То есть 18 лет они прожили на полном гособеспечении, пятиразовом питании, шмотках и телефонах от спонсоров, а потом вдруг оказывается, что все это в обычной жизни не бесплатно, что на это нужно заработать.
А трудового опыта у них нет, потому что в отличие от семейных детей государство тщательно оберегает их от эксплуатации детского труда. Поэтому они не то чтобы не хотят работать, а просто не имеют на это права», — уверен Рубин.
От этого сироты часто воруют еду из магазинов, и, по словам Рубина, это не считается у них чем-то зазорным. «Просто приходят к нам и говорят: да, я вот сегодня в «Пятерочке» взял хлеб и колбасу», — поясняет он.
Тесная комната и слишком сладкий чай
Когда в 2013 году появился Центр взросления, не было никакой идеи, методики и четко поставленных целей, признается Рубин.
«Мы просто понимали, что нужно что-то делать. К счастью, рядом был Станислав Дубинин, который стал руководителем центра со дня его основания, и который работал воспитателем в детском доме», — вспоминает он.
В «Центре взросления». Еженедельные собрания. Фото: Дарья Асланян / АСИ
Для центра муниципалитет выдал в безвозмездное пользование комнату в подвале. Сюда «Домик детства» начал приглашать будущих выпускников, если им нужна помощь.
Сначала сироты приходили просто посидеть, пообщаться, спросить, как дела. Потом вдруг возникли ситуации, когда нужна экстренная помощь.
«Пришла девочка, села у входа и плачет:
- А что ты, Катя, плачешь?
- Я карточку потеряла, мне теперь не на что хлеб купить».
Многие приходили просто поесть, поэтому центр скоро купил электрическую плитку. Она нужна была еще и для того, чтобы учить их готовить.
Кулинарные мастер-классы Рубин называет первым системным действием в работе центра. Ими занимался Станислав, первые занятия посвятили завариванию чая. Всю жизнь выпускники детских домов видели только готовый чай.
- Вот берешь пакетик и заливаешь водой.
- А что он белый?
- Так воду надо вскипятить.
- А что он не сладкий?
- Вот тут у нас сахар, нужно добавить.
- Ой, а что он слишком сладкий?
- В следующий раз не добавляй семь ложек.
Как выглядит петрушка
Через полтора года в подвальной комнатке было не развернуться, нужно расширяться. Муниципалитет помещение побольше не выдал: уже, мол, дали одно и хватит.
«Домику детства» пришлось скопить некоторую сумму из частных пожертвований и снять небольшой дом. В нем две комнаты вместо одной, участок с огородом, гараж и небольшая пристройка к дому.
Во второй комнате организовали «детский сад» для детей-сирот — здесь с ними работают воспитатели, которые к тому же учат молодых мам обращаться с детьми. В пристройке заработала швейная мастерская, в гараже — столярная.
«Мастерские появились из-за отсутствия трудовой мотивации и профессии у выпускников. Но начинали мы с удовлетворения потребностей ребят. Потому что вот получает выпускник квартиру, а она голая. Нужно где-то спать и на чем-то сидеть. В мастерской он может сам сделать себе табурет, стол, полочку. Но самое главное для нас — это занять их делом, чтобы не болтались по подворотням»
Фото: Дарья Асланян / АСИ
Каждую весну на участке сажают огород. Сначала, по словам Рубина, это тоже было сложно: нужно было объяснить, зачем семечки, которые можно погрызть, кидать в землю.
«Потом, когда все вырастало, просишь принести петрушку, приносят ботву от моркови», —
добавил Рубин.
Заодно выучили, как выглядят и называются разные овощи, фрукты и ягоды.
В дом все еще приходят просто пообщаться и поесть. Там можно решить насущную проблему, поговорить с психологом и даже позаниматься английским или вязанием — несколько раз в неделю приходят волонтеры-учителя.
В мастерских «Домик детства» благодаря Фонду президентских грантов и благотворительному фонду «Абсолют-помощь» организовал сопровождаемое трудоустройство. Выпускников официально устраивают в организацию, и они делают вещи для других людей.
Нет универсального рецепта для помощи детям-сиротам, уверен Рубин. К каждому нужен свой подход: кого-то может заинтересовать работа в мастерской, кому-то окажется проще воровать в «Пятерочке». И тогда ему нужна другая помощь.
О чем мечтает «Домик детства»
Больше всего Антона Рубина в многолетней работе Центра взросления удивляют органы власти, которые, по его словам, ставят им палки в колеса.
«Например, они делают все, чтобы сироты после выпуска не попали к нам: направляют в те организации, которые более лояльны к местной власти. Запрещают и нам приходить в детские дома, чтобы рассказать, что после выпуска они могут прийти за помощью», — делится Рубин.
«Домик детства» мечтает купить свой дом для Центра взросления и уже ищет варианты. Это помогло бы не вкладываться в то место, из которого хозяин может выгнать в любой момент. К тому же им хочется расширить территорию, открыть еще одну мастерскую — гончарную.
Главное в работе центра — безопасное пространство, куда сироты могут прийти, как к родителям домой, независимо от того, есть у них проблемы или нет.
«Бывает такое — зимой кто-то приходит и сидит в углу, а я даже не знаю, кто это. Он снимет куртку, мы его накормим и только потом начинаем говорить. Главное — согреть», — заключает Рубин.
Спецпроект «Победители» Агентства социальной информации рассказывает о некоммерческих организациях, которые стали победителями конкурса Фонда президентских грантов. Герои публикации выбираются на усмотрение редакции. Мы рассказываем самые интересные истории из регионов России от организаций, работающих в различных направлениях социальной сферы.