По данным на 2018 год, в детских учреждениях живут около 28 тысяч «временных» детей, чьи родители добровольно или вынужденно попросили государство взять их под опеку.
Типичный ребенок в учреждении — мальчик-подросток с проблемным здоровьем, у которого нет отца или отец неизвестен.
Он попадает туда, когда родители сильно выпивают, уклоняются от родительских обязанностей или не могут поправить тяжелое материальное положение — это данные исследования Аналитического центра при Правительстве РФ. А как он может вернуться в семью — исследовали в четырех субъектах РФ по заказу Фонда Тимченко, заинтересовавшегося в проблеме.
Исследования проводили в Новосибирской, Самарской, Томской областях и в Москве. В Новосибирской области им занимался Обучающий центр подготовки специалистов помощи детям «Солнечный город», в Самарской области — Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, в Томской области – Национальный исследовательский Томский государственный университет и общественная организация Шегарского района Томской области помощи детям и семьям группы риска по социальному сиротству «Рука в руке», в Москве — благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам». Вместе они проанализировали 4 654 случая временного помещения детей в детские учреждения.
Что говорят цифры
Заявления от родителей в личном деле ребенка могут появиться позже, чем сам ребенок в учреждении. Доля таких случаев доходит до 60%, рассказывает Эльвира Гарифулина, руководитель программы «Семья и дети» Фонда Тимченко. Пока что взять с родителя заявление на временное помещение ребенка в учреждение — последний шанс, чтобы не лишать их родительских прав, а позволить решить свои проблемы.
Исследование разбило стереотип, что «временный» ребенок остается в учреждении навсегда.
Оказалось, такая ситуация встречается только в 10-15% случаев. В 50-95% случаев, в зависимости от региона, дети проводят в учреждении до полугода и возвращаются домой.
Фото: Кекяляйнен Андрей / Фотобанк Лори
30-40% детей оказались в учреждении временно не по инициативе родителей, а из-за алкогольной или наркотической зависимости родителей, что представляет угрозу безопасности и благополучию ребенка. Часто к этому добавляются плохие жилищно-материальные условия и материальные трудности.
20-35% — это дети родителей-одиночек без зависимостей, которых отдали по родительской инициативе из-за специфики труда и материальных или бытовых проблем. Дети в этих случаях проводят в учреждении до шести месяцев.
В регионах, где распространен вахтовый метод работы и поездки на заработки, родители рассматривают социальное учреждение как летний лагерь, говорит Эльвира Гарифулина. Зимой, когда в сельской местности может быть трудно найти дрова и уголь, чтобы протопить печь, детей на самые суровые холода тоже пристраивают в учреждения.
Фото: Юлия Михайлова / Фотобанк Лори
Около 30% случаев приходится на детей с ограниченными возможностями здоровья, которым нужны особенные образовательные и медицинские услуги, а получить их дома возможности нет.
5-10% детей попадают в учреждение из относительно благополучных семей: обычно это подростки с девиантным поведением, которые конфликтуют с родителями. До 5% детей сами просятся в учреждение на время, потому что плохо чувствуют себя в семье.
Семейные портреты
В 50-60% случаев родители, которые передают ребенка под временную опеку государства, действуют в его интересах и стараются исправиться. Это родители, которые ценят детей.
По мнению исследователей, они бывают нескольких типов. Первый — «белка в колесе»: неполная семья, где мать крутится на заработках и заботится о выживании. Ребенка она отдает в учреждение, чтобы он нормально поел и подтянул оценки в школе. Такой семье нужна материальная и юридическая поддержка, ребенку — наставник в учебе и психолог, чтобы восстановить детско-родительские отношения.
Второй — «бедные, но счастливые»: многодетная семья с низкими доходами. Она может передавать в учреждения старших детей, когда рождаются младшие, или когда с ними случаются конфликты. Помочь может психологическая поддержка детей и устройство их дополнительной занятости, например, в кружки и секции.
Третий тип семей, которые хотят сохранить ребенка, — «что имеем, не храним» — встречаются в 20-30% случаев. Это полная семья с алкогольной зависимостью в так называемом социально опасном положении.
Когда у них временно забирают ребенка, они реабилитируются и стараются его вернуть. Только 26% из них впоследствии лишаются родительских прав. Такой семье нужна помощь в лечении зависимости и трудоустройстве, детям — психологическая поддержка.
Реже исследователям встречались семьи, которые не ценят детей. В 10-15% случаев это «безразличные ко всему» полные семьи с алкогольной зависимостью. Такие семьи асоциальны, их устраивает, если у них забирают ребенка. Еще один случай, самый редкий (1-5%) — благополучные семьи, для которых ребенок становится обузой.
80% сотрудников учреждений уверены, что у них будет лучше ребенку, чем в семье: он может учиться, хорошо питаться и за ним присматривают. Часто того же мнения придерживаются родители.
Как работает человек «одного окна»
Исследователи уверены, что до 80% случаев, когда ребенка временно отдали в учреждение, можно предотвратить, если реабилитировать семью и заниматься профилактикой неблагополучия.
Здесь должен включаться социальный координатор, он же куратор случая — близкий к семье специалист, который становится для нее «одним окном». Он разбирается, что именно нужно этой семье, и организует помощь других специалистов, сопровождает ее на пути реабилитации.
По словам Эльвиры Гарифулиной, один социальный координатор не решит проблему социального сиротства. Вместе с ним должна работать команда специалистов, необходимых для решения проблемы именно этой семьи, и появляться новые услуги для семьи, помогающие эффективно справиться с возникшими проблемами.
Тем не менее в регионах, у которых появились «кураторы случая», снижается количество случаев сиротства примерно в два-три раза. В числе этих регионов — Томская и Новосибирская области.
Почему детей нельзя оставлять в учреждениях
Теория привязанности гласит, что ребенку важно воспитываться в семье, а в не институциональных условиях. Привязанность к родителю, который является значимым взрослым, помогает ребенку адаптироваться к окружающему миру. Отсутствие общения с тем, к кому ребенок привязан, приводит к психологическим травмам.
По данным исследования, временное помещение ребенка в учреждение, независимо от проведенного там времени, наносит ему травму.
Это нарушает привязанность, способствует потери доверия и ухудшению отношений с родителями. В долгосрочной перспективе это будет влиять на социальную адаптацию и создание собственной семьи.
Фото: Rod Long / Unsplash
Впрочем, жизнь в неблагополучной семье тоже наносит травму. Чтобы не травмировать ребенка, нужно создавать альтернативные формы помощи.
Прежде чем помещать ребенка в учреждение, нужно исчерпать другие возможные решения, например, поискать родственников, которые могут забрать ребенка на время, подобрать для него дневные стационары или услуги на дому, рассмотреть возможность временного помещения в профессиональную приемную семью.
Презентация результатов исследования и поиск решений проходили на двухдневной мастер-школе «Практики временного помещения детей в учреждения: подходы, сложности и возможности», которую в Новосибирске организовал Фонд Тимченко в партнерстве с Детским благотворительным фондом «Солнечный город».