Новости
Новости
20.12.2024
19.12.2024
18.12.2024
18+
Статьи

Как чувствует себя социальная журналистика в 2021 году

Нужно ли уважение журналисту, каким темам сложнее попасть в повестку и кто герой социальной журналистики — обсудили на конференции АСИ и «Благосферы».

Елизавета Маетная (внесена в реестр иноагентов) и Максим Поляков. Фото: Вадим Кантор / АСИ

Экспертной дискуссией о трендах будущего «ЗаЧем будущее? ЗаЧем медиа?» завершилась пятая ежегодная конференция «ЗаЧем будущее социальной журналистики?», организованная Агентством социальной информации (АСИ) и Центром «Благосфера».

Конференция проходила 21 октября в Москве при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина, Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» и Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко.

Нужно ли журналисту уважение

В 2020 году на четвертой конференции «ЗаЧем будущее социальной журналистики?» эксперты заметили тренд на недоверие: с наступлением пандемии COVID-19 люди переставали верить журналистам и СМИ, отказывались говорить или соглашались только на условиях анонимности.

«Мы говорили и о выгорании, и об усталости журналистов, потому что надоело всем доказывать, что ты собираешься им помочь», — вспоминает Алена Быкова, руководитель направления спецпроектов АСИ.

По мнению Максима Полякова, журналиста «7х7 Горизонтальная Россия», на работу журналиста не влияет уважение со стороны других. Работая когда-то парламентским корреспондентом, он часто ходил на заседания разных чиновников. После заседаний выстраивалась шеренга журналистов из государственных и провластных СМИ.

«Они задают вопросы, которые оговорили заранее, и ты стоишь рядом, ждешь, когда сможешь задать действительно интересующий вопрос. И я тогда ловил злые и обиженные взгляды коллег. Примерно такое же отношение было и у спикеров», — говорит Поляков.

Фото: Вадим Кантор / АСИ

Уважение появлялось тогда, когда спикера удавалось убедить, что профессиональная журналистика должна охватывать два и более мнения, и он начинал воспринимать журналиста с его собственным мнением, как собеседника.

Но нужно ли вообще уважение журналистам? Юлия Данилова, главный редактор портала «Милосердие.ру», считает, что журналисту в работе не нужно уважение со стороны каких-либо инстанций. Его задача вовсе не в том, чтобы снискать всеобщую любовь.

По мнению Алены Быковой, уважение к журналисту — это не про всеобщую любовь. Это про равноправную беседу, про отношение к журналисту, как к собеседнику, который пришел не обслужить тебя и написать всё, что ты хочешь, а сделать свою работу.

Елизавета Маетная, журналист (внесена Минюстом в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранных агентов), редактор «Радио Свобода» (признано иноагентом и нежелательной организацией) и «Север. Реалии» (средства массовой информации внесены Минюстом в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранных агентов) считает, что для работы журналиста не менее ценно самоуважение. Это когда сам журналист понимает, зачем он всем этим занимается, и чувствует, что это важно.

Замыливаются ли социальные темы

«Социалка» больше не живет только в разделах «Общество», она занимает новые ниши, приходит в глянцевые издания.

«При этом темы, которые выбирает тот же самый глянец, строго ограничены. Есть ощущение, что есть более модные социальные темы и менее модные темы. Например, домашнее насилие», — говорит Быкова.

Эксперты считают, что социальной тематике не вредит, если о ней пишут разные издания. Бывает, что человек прочитает историю в глянцевом издании, а изучить ее подробнее пойдет в профильные СМИ.

«Допустим, домашнее насилие, о котором уже очень долго говорят. И все равно ничего не происходит, нет подвижек. Люди так и не понимают эту тему, так что чем больше будут об этом писать, тем лучше», — говорит Маетная.

По мнению спикеров, все социальные темы хорошо освещаются в СМИ. Но есть те, которые «плохо читают». Это, например, тема экологии. Она остается непопулярной, «пока пожар не возникает под носом».

Почему тема с Шиесом, начинаясь с мелкой региональной истории, стала общемировой?

Тема Шиеса попала в повестку, когда началась политизация, считает Александр Гатилин, координатор Ассоциации журналистов, освещающих семейную тематику.

«Это большая проблема. Это сразу удар по самим активистам, по СМИ, которые потом оказываются иностранными агентами, потому что политизируют социальные проблемы», — говорит Гатилин.

Фото: Вадим Кантор / АСИ

Поляков согласен, что как только проблема экологии выходит на политический уровень, ее освещают гораздо больше. Тема Шиеса, по его мнению, широко пошла в медиа, потому что в ней началось насилие, избиения, задержания, сносы.

А кто герой

Социальные проблемы надо показывать через личные истории, необходимо найти героя.

По мнению Максима Полякова, герой — это тот, кто входит в историю одним, а выходит из нее другим, изменившимся. Это закон драматического жанра, когда с героем должна происходить трансформация, после которой он делает выводы.

Герой — не человек, которому вешают на шею медаль. Это человек, с которым произошла история, имеющая общественную значимость, считает Данилова. Герой — человек, через которого журналисту захочется рассказать историю о той или иной проблеме. Героя не существует вне истории.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике