Тренд №1. Сокращение числа социальных журналистов в регионах
Координатор Ассоциации журналистов, освещающих семейную тематику, Александр Гатилин считает колоссальной проблемой «сжимание тисков вокруг шей абсолютно лояльных редакторов и уничтожение муниципальных СМИ, которые не лезут в политику, но поднимают социальные проблемы и пытаются достучаться до власти».
По его мнению, в будущем у журналистов может угаснуть желание впрягаться в чьи-то проблемы и таким образом социальной журналистики в регионах не останется.
Тренд №2. Выгорание журналистов
Руководитель направления специальных проектов Агентства социальной информации Алена Быкова считает, что государство и бизнес еще долго не захотят заниматься непопулярными темами вроде реабилитации освободившихся из тюрьмы, алкоголизма и других. И журналисты будут выгорать, потому что будут стараться решать проблемы, а не обслуживать интересы.
Тренд №3. Падение уровня профессионализма журналистов
Из журналистики ушли большие деньги, и теперь уровень подготовки журналистов и уровень их материалов становится все ниже — уверен гендиректор АНО «Русские репортеры» Дмитрий Михайлин. По его мнению, эта тенденция продолжится, потому что денег в отрасли станет еще меньше.
Алена Быкова при этом утверждает, что в профессии все равно останутся люди с пробивным характером, верные делу и умеющие делать свою работу хорошо — они будут у читателя на вес золота. Но на остальных профессия действительно «размажется».
Тренд №4. Охота на амбициозных
Журналист «7х7 Горизонтальная Россия» Максим Поляков считает, что главный критерий при выборе журналиста — его амбиции. В пример он приводит медиа «Люди Байкала», которое поднимает большие проблемы и пишет заметные тексты из региона. Но большинство журналистов в регионах часто довольствуются малым.
«Один из основных трендов будущего — охота редакций на сильных региональных журналистов. Или тех, кто хочет учиться и стать сильным», — уверен Поляков.
Тренд №5. Обучение редакторов
Максим Поляков утверждает, что многие фантастические тексты таковы именно благодаря редактору, который с ними работал. Вскоре будет сформирован запрос на повышение профессионализма редакторов и их обучение — именно они должны уметь довести идею и фактуру до сильного собранного текста.
Тренд №6. Корректировка стратегии
Также, по словам Полякова, многие медиа будут вынуждены размышлять над корректировкой своей стратегии — например, выделить направление спецкоров, которые будут писать мало, но это будут суперкачественные глубокие тексты.
Тренд №7. Работа на стыке журналистики и программирования
Еще один тренд, который называет Максим Поляков, — возрастание роли людей, которые могут достать данные. Такие люди работают на стыке журналистики и программирования — они не только скачивают данные, но и видят тренды и тенденции, выдвигают на их основе гипотезы, а далее могут провести расследование.
Тренд №8. Уход в соцсети
Алена Быкова считает, что социальна журналистика перейдет в соцсети, каналы и паблики — на неподконтрольную территорию. Следствием этого может стать падение качества социальной информации, так как ее необязательно будет проверять.
Тренд №9. «Лайфстайл на службе добра»
Глянец и лайфстайл медиа с большой аудиторией еще больше пойдут в сторону социальной журналистики. Поляков уверен — когда пространство свободы сжимается, такие медиа становятся новыми точками входа.
Дмитрий Михайлин согласен, что классический контент глянца — гламур и помада — уйдут к блогерам, а журналистика будет в целом постепенно сдвигаться в тему социального. Потому что никто кроме журналистов написать об этом не сможет.
Тренд №10. Сторителлинг
Дмитрий Михайлин делает ставку на тех, кто умеет рассказывать истории, но предупреждает, что таких людей по-прежнему мало.
Главный редактор портала «Милосердие.ру» Юлия Данилова подчеркивает, что если найдется журналист, который сможет найти героя и умело рассказать его историю, даже если изначально тема маленькая и региональная, — СМИ будут драться за такую историю и такого журналиста.
Что важно иметь и уметь социальному журналисту будущего
Максим Поляков: Нужно иметь эмпатию и деньги на психотерапевта.
Елизавета Маетная, журналист (внесена Минюстом в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранных агентов), редактор «Радио Свобода»(иноагент и нежелательная организация) и «Север. Реалии» (средства массовой информации внесены Минюстом в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранных агентов): Важны любопытство и интерес к своей работе, а навыки придут в процессе.
Юлия Данилова: Разум, умение проверять факты и не влюбляться в своих героев.
Дмитрий Михайлин: Навык сторителлинга, законы драматургии, мультимедийность и мультиплатформенность. То есть умение сделать историю во всех форматах и на всех платформах.
Александр Гатилин: Проектная деятельность и работа с сообществом.
Алена Быкова: Навык критического слушания — улавливать, какую информацию надо еще перепроверить — то есть умение слушать, как и читать, между строк. Умение быстро обрабатывать большие объемы информации и глубоко копать. Регулярно мониторить источники и всегда быть в курсе изменений. Уметь общаться с госорганами и умение говорить о сложных вещах простыми словами.
Конференция проводится в партнерстве с центром «Благосфера» при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина (проект «PROдвижение НКО»), Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» и Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко.