Новости
Новости
13.09.2024
12.09.2024
18+
Статьи

Сколько платят профессионалам НКО в России

Реальные зарплаты в третьем секторе и зарплатный потолок в свежих вакансиях в НКО.

Фото: ассоциация "Все вместе"

Какая зарплата у директора московской некоммерческой организации? А у региональной? Сколько получают фандрайзеры или координаторы программ и почему НКО не хотят говорить о деньгах?

Этот текст — часть спецпроекта АСИ «Сколько зарабатывают в НКО». Все материалы проекта читайте по ссылке.

Закрытая тема

Из 20 организаций в разных федеральных округах России на предложение АСИ поговорить откликнулись только пять. Две дали предварительное согласие, но потом перестали выходить на связь, директор еще в одной отказалась говорить даже на условиях полной анонимности. Остальные проигнорировали запрос.

Фото: Максим Богодвид / РИА Новости

Схожую ситуацию можно наблюдать и в результатах всероссийского обследования НКО, проведенного в 2021 году Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ: зарплату сотрудников назвали только 46% руководителей НКО.

«То, что НКО пока в большинстве своем не публикуют данные о зарплатах своих сотрудников в открытом доступе, — попытка не будить лихо и не поднимать волну общественного возмущения, которая неизбежно возникает в случае, когда разговор заходит про деньги», — считает исполнительный директор Благотворительного собрания «Все вместе» Алиса Малова.

Правда, в России не только НКО не готовы говорить о зарплатах — бизнес тоже скрывает эти цифры.

Кира Смирнова
член совета Благотворительного собрания "Все вместе"
«Международные рейтинговые агентства рекомендуют раскрывать зарплаты топ-менеджмента и членов совета директоров компаний. Это стандарт и обычная практика для всего мира. В нашей стране так поступают только международные компании. Российский бизнес этого не делает. Причину компании называют ту же самую: общество к этому не готово».

В поисках данных о зарплатах НКО корреспондент АСИ отправилась на сайты по поиску работы и в телеграм-каналы с вакансиями в НКО — искать те немногие объявления, где открыты цифры.

PR-менеджеры

Так удалось выяснить, что в Москве и Петербурге PR-менеджерам и PR-директорам готовы платить 50-100 тыс. рублей после вычета налогов: 

  • требуется PR-менеджер в благотворительный фонд помощи родителям в трудной жизненной ситуации «Свет в руках», Москва:  50-60 тыс. рублей;
  • ищут PR-директора в благотворительный фонд «Добрый город Петербург», Санкт-Петербург: 60 тыс. рублей;
  • ведущий PR-менеджер в благотворительный фонд «АиФ. Доброе сердце», Москва: 80 тыс. рублей; 
  • PR-специалист/маркетолог в Фонд продовольствия «Русь», Москва: от 100 тыс. рублей;
  • ведущий менеджер по связям с общественностью в «Детские деревни — SOS», Москва: 100-128 тыс. рублей до вычета налогов.

Найти в открытом доступе схожие вакансии в региональных НКО нам не удалось.

PR-специалист петербургской благотворительной организации «Ночлежка» — одной из немногих НКО, которая публикует данные о зарплатах своих сотрудников в открытом доступе, — получает 55 тыс. рублей.

Координаторы проектов, руководители программ

Зарплата координатора проектов Василисы Молевой в «Ночлежке» — 65 тысяч после вычета налогов.

Фото: Алексей Сухоруков / РИА Новости

«Я единственный источник дохода в доме. Хватает на оплату коммунальных платежей, бензин, одежду и еду для семьи из трех человек, плюс карманные деньги для детей из расчета 200 рублей в день. Приходится четко планировать бюджет, чтобы выделять деньги на лечение зубов, детские праздники или отпуск, — рассказывает Василиса. — Два-три раза в год обязательно беру сторонние проекты, чтобы заработать дополнительные деньги, к примеру на ремонт.

Каждый год зарплата повышается тысяч на десять — это позволяет поспевать за повышением цен на продукты и коммунальные услуги». 

В московском благотворительном фонде «Второе дыхание» координатор благотворительных программ зарабатывает 75 тыс. рублей до вычета налогов. Координатор проекта в другой столичной некоммерческой организации, которая пожелала остаться анонимной, — 60 тысяч с осени 2021 года, до этого времени зарплата составляла 50 тыс. рублей:

«В целом, конечно, тяжеловато.

Не то чтобы я прямо экономила на продуктах, но я и закупаюсь не в «Азбуке вкуса», а в «Пятерочке», иногда во «Вкусвилле», смотрю на цены и акции, — говорит сотрудница этой НКО. — А экономят в первую очередь на чем? На себе, верно! Я редко покупаю вещи, косметикой почти не пользуюсь, не хожу в спа-салоны — это бывает раз в год на день рождения.

Фото: unsplash.com

Иногда у меня случается дополнительный заработок — подрабатываю астрологом. Это, конечно, не 60 тысяч в месяц, но тоже хоть какая-то прибавка.

Бывает, друзья или знакомые спрашивают, где я беру деньги, если в НКО работаю. Когда отвечаю, что у меня есть зарплата, обычно округляются глаза: «Вам что, деньги платят там?»

До НКО я 11 лет работала на федеральном канале, там, естественно, оклад был выше. Но не было идей. А здесь, несмотря на меньшие деньги, мне нравится больше, потому что есть смысл».

Руководителю программы наставничества по Ростовской области межрегиональной общественной организации «Старшие Братья Старшие Сестры» предлагают зарплату от 50 тыс. рублей на руки. В челябинском благотворительном фонде руководитель отдела поддержки семей получает 30 тыс. рублей после вычета налогов. 

«У нас двое детей, и основное обеспечение семьи на муже. А в 2020 году сложилась сложная финансовая ситуация: муж вышел на пенсию по выслуге лет, и в этот момент началась пандемия. Он полгода не мог никуда устроиться, подрабатывал таксистом. Вот тогда было очень тяжело», — рассказывает на условиях анонимности сотрудница этой НКО.

Сейчас муж работает, но второй ребенок скоро пойдет в школу – расходы растут. «В связи с этим у нас с супругом состоялся разговор о моей работе.

Я объяснила, что у меня фиксированная зарплата, премий и повышений быть не может, но фонд – это мое предназначение. Это то, что я умею и люблю, я в этом счастлива! И он меня понял и согласился с моим выбором. Но, конечно, в целом нам приходится жить в режиме урезания всего». 

В январе ее старший сын с классом уехал в Москву на неделю. Это стоило 30 тыс. рублей — отдала всю зарплату.

Фото: pixabay.com

«И чтобы не ограничивать детей в чем-то другом, например младшего в подготовительных занятиях в школе, я не пойду в парикмахерскую, не куплю чего-то вкусного, не схожу в кино и в кафе».

При этом с подопечными семьями она на связи почти круглосуточно семь дней в неделю. «В выходные и по вечерам я тоже принимаю звонки, заказываю социальное такси и авиабилеты в федеральные клиники, оформляю документы, прихожу на работу. Конечно, социальная работа требует более высокой оплаты: она выходит далеко за пределы восьмичасового рабочего дня и забирает большие психологические ресурсы».

Фандрайзеры

Руководителю отдела фандрайзинга этого же челябинского фонда в 2016 году подняли зарплату до 30 тыс. рублей, и с тех пор она не менялась. 

«У нас есть ипотека и коммунальные платежи, я плачу за репетитора по математике и английскому для дочери, мы ходим вместе в тренажерный зал. Поэтому в выходные я работаю педагогом в частной школе и веду еще один проект за дополнительную плату», — говорит фандрайзер.

«Я сама пишу заявки на гранты, поэтому хорошо понимаю, что ситуацию с зарплатами можно решать за счет грантов. Но каждый новый грантовый проект – это новые и новые объемы работы, а ресурса и свободного времени у сотрудников уже нет».

Сочинский благотворительный фонд помощи детям «Марафон 5 Дней» также предлагает работу фандрайзерам с зарплатой от 30 тыс. рублей, чеченская региональная организация «Доверие» за неполную занятость – 25 тысяч +10% от сборов. В московских фондах фандрайзерам готовы платить в среднем 50-80 тысяч после вычета налогов:

  • фандрайзер в благотворительный фонд «Семьи СМА» — от 50 тыс. рублей на руки;
  • фандрайзер в благотворительный фонд «Живи сейчас»: от 90 тыс. рублей на руки;
  • фандрайзер по работе с частными донорами в благотворительный фонд «Настенька»: 60-80 тыс. рублей на руки.

Администраторы, ассистенты

По данным мониторинга гражданского общества НИУ ВШЭ разрыв между самым большим и самым маленьким размером зарплаты сотрудников в организации составляет 1,8 раза. Отмечается, что он обусловлен разным уровнем ответственности и функционала работников.

Например, зарплата программного директора в фонде «Второе дыхание» — 103,5 тысяч до вычета налогов, а сортировщика — 46 тысяч. 

«Каждый год при согласовании нового бюджета мы пересматриваем и зарплаты, но повышения происходят не массово, а скорее по отделам. У нас большой штат складских сотрудников: сортировщиков, грузчиков, кладовщиков, — и мы стараемся начинать с них, чтобы понемногу сокращать разрыв в окладах с рыночными”, — рассказывают в фонде.

Администратору казанского благотворительного фонда помощи детям с ограниченными возможностями здоровья «Сила в детях» предлагают зарплату в размере 30 тыс. рублей до вычета налогов, а сотруднику на такой же должности в московском фонде «РЭЙ» — 55 тысяч на руки. 

Кладовщик, который принимает, сортирует и выдает медикаменты, перевязочные средства, средства гигиены и одежду бездомным людям, собирает медицинские укладки для фельдшера в челябинской АНО «Другая медицина», получает 17 400 «чистыми». Он оформлен по срочному договору на время реализации президентского гранта и, как рассказали АСИ в организации, дополнительных подработок не имеет.

По срочному договору с такой же зарплатой по президентскому гранту оформлен и фельдшер. Этот сотрудник подрабатывает в двух лечебно-профилактических учреждениях и берет дежурства на скорой помощи в ночную смену.

Фото: Дима Жаров/АСИ

Директора

Зарплаты у директоров различаются по стране больше, чем в других специальностях в НКО. Они зависят от размеров фонда, оборота и нагрузки, от того, как учредитель воспринимает директора, от предыдущего опыта и многих других факторов.

В Москве открыта свежая вакансия директора инклюзивного культурного центра «Тверская 15» с зарплатой от 150 тыс. рублей плюс бонусы. В другом материале нашего спецпроекта главы московских фондов называли 140-150 тысяч для директора «несбыточной мечтой».

Заработная плата директора челябинской АНО «Другая медицина» — 3 480 рублей после вычета налогов. Для экономии бюджета руководитель оформлен на 0,25 ставки (то есть полная зарплата — около 14 тысяч) и подрабатывает еще на двух работах в бюджетной сфере. Выплата ему идет за счет пожертвований организаций и физических лиц.

Фото: unsplash.com

«Оплата труда людей помогающих профессий должна быть такой, чтобы сотрудник не задумывался, чем он завтра будет кормить свою семью и во что одеть детей. Потому что весь свой внутренний потенциал он отдает благополучателям», — считает директор другого челябинского благотворительного фонда. 

Её и двоих детей обеспечивает муж. «Моей зарплаты достаточно, чтобы поддерживать себя в нормальном состоянии – внешнем и внутреннем. Потому что мой ресурс необходим нашим подопечным семьям и сотрудникам».

И она, и ее сотрудники посвящают фонду практически всё свое время. «У нас нет морального права уйти в отпуск даже на неделю и перестать проверять почту, отключить телефон, выключиться из процесса».

Ее зарплата составляет 45 тысяч рублей. 

Средняя зарплата в Москве, по данным Росстата на октябрь 2021 года, — 103 393 рубля.

Среднемесячная номинальная зарплата по России, по тем же данным, — 54 649 рублей.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике