Они не занимаются фандрайзингом, не устанавливают ящики для пожертвований и не организуют благотворительные акции, но собирают для НКО сотни тысяч рублей.
Один из первых в мире благотворительных стримов состоялся еще в 2007 году. Канадская комедийная группа LoadingReadyRun провела благотворительную трансляцию игры Desert Bus, которую тогда называли практически худшей игрой в истории видеоигр.
Тем не менее марафон показал хорошие результаты: было собрано почти 23 тыс. долларов. Благотворительный стрим «Desert Bus For Hope» стал ежегодным, последний прошел в ноябре 2021 года. За 14 лет команда собрала больше 8 млн долларов. Средства переводят благотворительной организации Child’s Play, которая покупает игры и приставки в детские больницы.
В России благотворительные стримы проводят уже несколько лет. Чаще всего они проходят на Twitch или YouTube – самых популярных площадках для стриминга и публикации видео.
Филантропы с геймпадами
Известный благотворительный проект в российском сегменте стриминга — STREAM FAMILY. Его основала в 2018 году стримерша Olyashaa (679,7 тыс. подписчиков на Twitch). За четыре года проекту удалось собрать более 5 млн рублей. Пожертвования были направлены в приют «Особый друг», фонд «Линия жизни» и другие российские НКО.
Только за март 2019 года STREAM FAMILY собрала свыше 1,3 млн рублей на благотворительность. Трансляции вели популярные стримеры: bratishkinoff (1,6 млн подписчиков), JesusAVGN (1,2 млн подписчиков), Hard Play (801 тыс. подписчиков) и другие. Последний стрим «Гейминг для всех» провели в поддержку РООИ «Перспектива». По итогам собрали 122 тыс. рублей.
Фото: ELLA DON / Unsplash
В 2020 году летсплейщик Дмитрий Куплинов (13 млн подписчиков на YouTube) вместе с двумя другими блогерами организовал благотворительный стрим в поддержку фонда «Правмир». Всего за пять часов им удалось собрать более 1 млн рублей.
Полезный стриминг
Елена Зарецкая заинтересовалась киберспортом еще в 2017 году, на первом курсе университета. В свободное время сама стримила на Twitch, а как сотрудник Федерации электронного спорта организовывала и комментировала некоторые турниры. «Мне не интересно быть про-игроком, но всегда нравилось реализовывать себя в медийной сфере», – говорит девушка.
В 2021 году Елену пригласили провести первый благотворительный турнир фонда имени Сергея Березина. И для девушки, и для фонда такой опыт был первым. Как вспоминает Зарецкая, было страшно – опыта игры в League of Legends у нее практически не было, как и опыта ведущей.
«Когда я приехала на первый турнир, мне рассказали про фонд, зачем они вообще это организовывают. По началу в эфире было страшно, но помогли мои опытные соведущие. А потом уже были турниры Fortnight и Dota 2, где было спокойнее», – рассказывает Елена.
Елена на турнире. Фото: Дарья Суркова / Благотворительный фонд имени Сергея Березина
Хотя, признается Елена, не все проходит гладко: иногда в чате бывает хейт и критика. Но, как правило, негатив направлен на ведущих или игру – и никогда на концепцию благотворительности.
«Мы стараемся донести до людей, почему мы — это благотворительный турнир. Фонд записывает ролики, которые мы показываем перед игрой. Стараемся приглашать сотрудников, которые могут подробнее рассказать о работе фонда и о том, как зрители могут помочь», – объясняет Елена.
Первый турнир прошел удачно, его концепция понравилась, и организация решила продолжать проводить турниры. А Елена – быть их ведущей.
«Вести турниры – это мое любимое дело, которому я полностью отдаюсь. Это шоу, и как ведущая я делаю все, чтобы было весело, интересно и захватывающе», – говорит Елена.
Турниры win-win
Благотворительный фонд имени Сергея Березина, с которым сотрудничает Елена, помогает людям с онкологией. Как вспоминает директор фонда Дарья Сергеева, идея организовать свой турнир появилась случайно. Однажды вечером она зашла на Twitch и увидела, как 15 тыс. человек в прямом эфире следят за матчем в Dota 2.
«Люди поддерживают любимых блогеров с помощью донатов. Эта механика близка как для стримеров, так и для нас, НКО. Поэтому очень быстро появилась идея, что это можно использовать в благотворительных целях», – объясняет Сергеева.
Но не факт, что аудитория заинтересуется стримером, который будет просто играть и собирать деньги для фонда. Поэтому решили провести киберспортивный турнир.
Готовились в фонде два месяца: вместе с Федерацией электронного спорта приглашали игроков, создавали визуальный контент, привлекали партнеров. Со студией повезло, так как учредитель фонда, общественная организация «МИР», имеет собственное помещение для съемок в Питере.
Но кроме того, фонд организовывал стрим, собирал команды, составлял план, заранее согласовал со всеми время и правила. Например, проводя турнир по Dota 2, фонд одновременно координировал 40 команд. И несмотря на все сложности и страхи, во время своего первого турнира фонду удалось собрать более 124 тыс. рублей.
«В следующий раз, когда человек увидит что-то связанное с благотворительностью, он вспомнит наш турнир. Мы хотим с помощью игры создать хорошее настроение, потому что благотворительность – это не грустно и не страшно. Мы не хотим, чтобы люди бежали от мысли, что есть дети, которые переживают не самый лучший период в своей жизни, а доверяли и знали о нас», – отмечает директор.
По словам Сергеевой, эта история win-win: команды могут повеселиться, поиграть и заявить о себе. Зритель – увидеть красивую картину и интересную игру. А фонд — собрать деньги и найти новых сторонников.
«Турниры – это возможность познакомиться с новой аудиторией. Мы привлекаем компании, команды, людей – это все молодые инфлюенсеры. А в будущем – взрослые люди, которых мы уже сейчас вводим в благотворительность», – заключает Дарья Сергеева.
Благотворительность на про-уровне
Благотворительные турниры организуют не только по инициативе какого-то фонда, но и по желанию самой команды. Так 2018 году Team Empire, профессиональная киберспортивная организация, пришла с предложением провести турнир в фонд «Подари жизнь».
Team Empire была основана в 2004 году, и, по словам ее генерального директора Сергея Неводничего, идея провести благотворительное событие появилась еще задолго до 2018 года.
«Такая огромная часть общества, как киберспорт, не может быть в стороне. Так как, по моему мнению, в нашей сфере проведение благотворительной акции возможно онлайн, то это снимает множество барьеров для организации», – рассуждает СЕО Team Empire.
Проводить турнир решили по игре PUBG. Соревнования проходили онлайн: 16 команд в течение двух дней боролись за первые места. Неводничий отмечает: организовать такое событие также непросто, как реальный турнир.
«Это требует привлечения достаточного количества ресурсов. От администраторов до судей, юристов, стримеров, команд и много другого», – поясняет генеральный директор.
Тогда для фонда «Подари жизнь» они собрали около 30 тыс. рублей. «Мы поняли, что аудитория стримов не только очень отзывчивая и активная, но и совершенно новая для нашего фонда. Поэтому стали активнее работать со стримерами», – говорит директор фонда «Подари жизнь» Екатерина Шергова.
В 2019 году организация участвовала в Стримфесте с акцией LifeShareSupport: в итоге стримеры собрали почти 125 тыс. рублей на лечение подопечных фонда. В 2020 году киберспортивный клуб Virtus.pro и студия трансляций RuHub организовали серию благотворительных «домашних» стримов. Профессиональные геймеры играли из дома, а собранные донаты передавали фонду.
Всего благодаря стримам «Подари жизнь» собрали более 350 тыс. рублей для своих подопечных.
Послесловие
Так стоит ли НКО проводить благотворительный стрим? В первую очередь, все зависит от ресурсов. Как показывает опыт фонда имени Сергея Березина, организовать благотворительный турнир сложно, но и смотреть его будет больше людей: многопользовательские игры, где сражаются любимые команды, всегда собирают большое число просмотров.
Но для этого нужен качественный продакшн, опытный PR для выхода на киберспортивные команды, студия для съемок, средства, чтобы оплатить работу ведущего, аналитиков и комментаторов. Сам сбор денег технически остается прежним: достаточно оставить ссылку на сайт, где зрители смогут пожертвовать деньги.
Легче провести благотворительную трансляцию, на которой стример будет просто играть: достаточно иметь игровой компьютер и хорошее интернет-соединение. Но удачный будет сбор или нет, зависит от того, насколько игра интересна аудитории, а стример – харизматичный. Например, стримерше под ником majoHina (291 подписчик на Twitch) за семь часов удалось собрать 19 тыс. для приюта «Новая жизнь».
Важно помнить, что подписчиков интересует сам стример и его контент. Поэтому можно обратиться уже к опытному блогеру – это повысит шансы организовать удачный сбор, чем самим начинать с нуля. Можно искать стримеров, которые разделяют ценности фонда и близки по духу его целевой аудитории.
Главный плюс киберблаготворительности – выход на новую, молодую аудиторию. Как отмечает Дарья Сергеева, для фонда это возможность вырастить будущих сторонников и рассказать о некоммерческом секторе тем, кто никогда о нем не слышал. Из минусов – токсичность многих молодых зрителей. Нужно быть готовым, что кому-то в интернете инициатива или сам стрим могут не понравиться – и это выскажут прямо.
Фото: Fábio Silva / Unsplash
Сейчас сегмент киберблаготоврительности в России только развивается, поэтому особых данных пока нет. Но мировой опыт показывает, что направление перспективное: так, в 2020 году благотворительные трансляции видеоигр на Twitch собрали более 83 млн долларов.
Но главный плюс в том, что стриминг – уже проверенный вариант. «Подари жизнь» продолжает работать с блогерами и про-игроками. Регулярно со стримерами сотрудничает и фонд «Линия жизни» – именно в его пользу свой первый благотворительный стрим провели STREAM FAMILY.
* по данным Центра развития НИУ «Высшая школа экономики» на 2020 год
Материал подготовлен по проекту «НКО-координаты». Проект реализуется Агентством социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов.