Ассоциация «Патронаж» в реестре с 2017 года. Она предоставляет услуги ухода на дому пожилым, утратившим способность к самообслуживанию, и людям с инвалидностью. Специалисты следят за здоровьем клиента, помогают при госпитализации, выполняют другие задачи, поставленные в индивидуальной программе предоставления социальных услуг.
Зачем организации нужно в реестр поставщиков соцуслуг? Если есть мысли о том, как обогатиться, забудьте. Если просто хотите повесить на стенку документ, что организация – поставщик соцуслуг, я бы тоже не советовал: все, кто сделал это ради бумажки, уже вылетели из реестра.
Если на первые два вопроса ответ «нет», стоит задуматься. Вам надо будет доказать государству, что организация имеет право оказывать услуги и у нее есть на это ресурсы. Это не массовый сегмент, вы не будете обслуживать десятки тысяч человек, но тем, кто вам доверяет, должны помогать качественно.
Какие плюсы для НКО?
Первый: НКО как коммерсант, находясь в реестре, получает от государства информацию и помощь.
Второй: ты доказываешь родственникам людей, которые нуждаются в помощи, свою компетентность. Организациям, прошедшим проверку и попавшим в реестр, можно доверять. Для родственников реестр – это знак качества.
Третий плюс: когда ты в реестре, о тебе знают. Люди ищут, кто будет помогать родственнику, и реестр для них становится местом, где они знакомятся с НКО.
Ну и работа с государством дает опыт, возможность им обмениваться. У нас есть чат поставщиков соцуслуг, где обсуждаются вопросы, участники помогают друг другу.
А минусы?
Как я уже говорил, нужно постоянно поддерживать качество слуг. Еще, когда ты в реестре, ты не можешь сказать «нет», если родственники клиента (как правило, заказчики услуг они) выбрали тебя. Вернее, если будешь необоснованно отказывать, то вряд ли сможешь находиться в реестре: какой же ты тогда поставщик?
Бывает, возникает недопонимание с родственниками. Если организация работает с человеком напрямую — одно дело, и совсем другое, когда через реестр, и жалобу на нее подают в Департамент соцзащиты. Тобой будут заниматься, смотреть, что пошло не так.
Бешеных заработков там нет, а нагрузка большая. Поэтому важно систематизировать свою работу, понять, как организация будет все успевать. Нельзя использовать труд неквалифицированных сиделок, как делают некоторые патронажные службы, которые работают полуподпольно. Здесь ты должен соответствовать статусу поставщика из реестра.
Будут проверять
И очень серьезно. Не так, что подали документы и ждете, а доскональные проверки: кто ты, какой опыт, какой персонал, отзывы, соцсети – всё.
Тех, кто только собирается вступать в реестр, предупреждаю: в 2022 году проверки будут еще жестче, чем раньше. Но это не барьер: если у организации все нормально, ее возьмут, нет такого, чтобы необоснованно не принимали.
И дикая бумажная отчетность. Ты составляешь отчеты на десятки листов, проверяют около 20 дней, а деньги можно получить только после всех проверок. Фактически работаешь на авансах.
Для получателя услуг – справедливые тарифы
С точки зрения получателя соцуслуг или его родственников-заказчиков, тарифы достаточно справедливы. Люди, как правило, довольны.
Это при идеальном развитии событий: признании человека нуждающимся в социальном обслуживании, корректной типизации [определении степени зависимости человека от посторонней помощи. – Прим. ред.], правильном назначении комплекса услуг.
Организация, которая предоставляет услуги, может получать компенсацию от 23 тысяч до 35 тысяч рублей за человека в месяц. Это неплохие деньги, которые компенсируют значимую часть стоимости ухода. Понятно, что, например, сиделка стоит дороже. Но неправильно на государство взваливать все расходы: у человека есть родственники, пенсия, возможно другие источники дохода.
В сфере ухода на дому услуги разделены на четыре категории: ослабленный уход, интенсивный уход, сестринский уход и геронтопсихиатрия. Тип услуги, которую получит человек, зависит от того, насколько он сохранил возможность самообслуживания.
У соцуслуг первых двух категорий – ослабленный и интенсивный уход – тарификация ниже. Но и интенсивность ухода другая, не такая, как в случае сестринского ухода, где в основном лежачие, или геронтропсихиатрии, где речь идет о деменции, болезни Альцгеймера и других диагнозах.
Для поставщика – не такая уж коммерческая история
Знаете, если бы это было не выгодно, реестра бы не было.
Лет пять-шесть назад в других регионах негосударственные поставщики массово выходили из региональных реестров, потому что местные органы соцзащиты уменьшали тарифы, часто даже не объясняя причин.
Никто не будет оказывать услуги, если они не оплачиваются с учетом рыночных реалий. И в то же время мы видим, что условия для государственных и негосударственных поставщиков не равны.
Что компенсируется негосударственному поставщику? Услуги. А государственному? Всё. Зарплаты, коммунальные платежи и т.д.
Я не хочу сказать, что в реестре нельзя заработать – да, деньги там есть. Но это не такая уж и коммерческая история.
Живой механизм
Весной 2021 года стандарт услуг на дому серьезно изменился. Новость о предстоящих изменениях сообщество встретило настороженно, но надо отдать должное ДТСЗН: департамент заранее дважды собирал поставщиков, им подробно объясняли, что меняется, зачем, и как это скажется на получателях и на организациях, которые оказывают услуги.
Это была полуторачасовая конференция с объяснениями, примерами, математическими выкладками. Поставщики поняли смысл изменений, требуемые показатели, а потом смогли разъяснить все это получателям соцуслуг.
Это не были какие-то кардинальные реформы. Поменялся пул оказываемых услуг. Они стали более детальными, практичными, заточенными под потребности получателей. И расценки тоже поменялись.
Этот материал — часть проекта «НКО-профи Москвы: информация и практики», который АСИ реализует при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Другие новости и статьи о работе московских СО НКО по ссылке.