Второй год в Магнитогорске работает центр социальной помощи «Прикосновение жизни». Три десятка волонтеров помогают нуждающимся и бездомным – бесплатно кормят, отправляют на реабилитацию людей с зависимостями, восстанавливают документы и устраивают в приюты.
Руководитель центра Вадим Помазной рассказал АСИ, как сам когда-то оказался на улице и почему посвятил жизнь благотворительности.
На дне
Десять лет назад у меня была семья – жена и двое детей. Работал разливщиком стали на Магнитогорском металлургическом комбинате, также был небольшой бизнес. Трудился практически без выходных по графику «Прощай, молодость!». Из-за большой занятости проводил мало времени с семьей.
Я объяснял жене, что моя цель — вырваться с комбината, а чтобы развить свое дело, надо поначалу чем-то жертвовать. Понимания не было, лишь постоянные конфликты и на этой почве пришел к зависимостям.
На тот момент спайс, «соль» открыто продавали на каждом шагу. Купил ради интереса. Хотелось убежать от проблем, в результате очень быстро пристрастился к наркотикам. Тянуло попробовать еще и еще. Денег хватало и на выпивку.
Однажды просто не вышел на работу. Естественно меня уволили. Занимал деньги, обманывал близких, все от меня отвернулись. Мать долго поддерживала и до последнего верила, что исправлюсь, но и она закрыла передо мной двери своей квартиры.
Так в течение полугода я потерял работу, семью и оказался на улице.
Когда приходило осознание того, что опустился на дно, внутри разрывало, чувствовал безысходность, злость на себя и хотелось еще больше уйти от реальности. Поэтому убивал сознание различными способами, тем самым усугубляя степень зависимости.
Ночевал в подъезде, ловил на себе косые взгляды. Не забуду, как после ночевки на холодном, грязном полу руки становились серыми от пыли.
Когда докатился до предела, по совету знакомых обратился в реабилитационный центр. Прошел реабилитацию, устроился на работу, но через некоторое время в моей жизни снова появился алкоголь. Следом вторая реабилитация. И вот так долгое время по кругу – встаешь, падаешь.
В конце концов, сильно подорвал здоровье. Однажды попал в реанимацию с двусторонней пневмонией. Врачи говорили я не жилец, но сумел выкарабкаться.
После выписки из больницы, товарищ уговорил пройти очередную реабилитацию при евангельской церкви. Именно там по-настоящему пережил встречу с Богом, которая изменила мою жизнь и мышление. Мне пришло осознание того, что неправильно жил, не ценил того, что имел.
У меня нет морального права жить просто для себя, тратить жизнь впустую. Так решил помогать людям.
Вытянуть с улиц
В 2018 году начал работать франдрайзером в одном из благотворительных фондов и кормил с другими волонтерами нуждающихся на улице. Вскоре понял, проект «Накорми голодного» — это то, во что прежде чего надо вкладываться. Я снял ролик о проекте и выложил в соцсети. Прочитал тогда много слов поддержки и стал активно искать ресурсы на организацию кормлений.
Спустя два года зарегистрировал центр социальной помощи. Назад обернулся, а там уже большая команда сформировалась!
Стали потихоньку открывать новые точки.
Кормим горячими обедами три дня в неделю в четырех районах города. Всего приходит от 80 до 120 человек. Бездомных около 15-20%, остальные — просто нуждающиеся, в основном пенсионеры. Немало людей в шаге от жизни на теплотрассе. Они находятся в определенной степени зависимости и уже не способны взять ответственность за свою жизнь, несутся по наклонной.
За прошедший год мы раздали больше шести тысяч порций. Продукты закупаем на пожертвования горожан и волонтеров.
Есть несколько постоянных благотворителей, поддерживающих проект суммами. Плотно сотрудничаем с местной мусульманской общиной во главе с имамом Рашидом Латыповым. Три года для точки в Ленинском районе готовят первое блюдо, а в Правобережном — второе. Несмотря на перебои с финансированием, погодные условия, нуждающиеся всегда накормлены.
Плюс у нас сейчас в партнерах магазин «Вещеворот», который поставляет сезонную одежду, то есть еще и одеваем людей. Главная цель кормления — дать возможность поменять жизнь, вытянуть с улиц.
Я хорошо понимаю подопечных и по себе знаю: у каждого из них есть шанс выбраться, стать социально значимым человеком.
Кормление лишь инструмент для того, чтобы вложить эту мысль в их сердце и разум.
Дружим с муниципальным комплексом социальной адаптации граждан, и если бездомные соглашаются, отправляем туда. Им предоставляют временное пристанище, питание, помогают трудоустроиться, восстановить документы.
Также устраиваем в другие приюты, направляем на бесплатную реабилитацию от зависимостей, оказываем юридическую и психологическую помощь.
Добрый дом
Наш центр реализует еще один благотворительный проект «Добрый дом». Сняли двухкомнатную квартиру, где живут восемь бездомных с инвалидностью. Один после инсульта, второй слепой, третий после трепанации черепа… У большинства частично ампутированы конечности. Им идти некуда.
Почти все попали в «Добрый дом» с точек кормления. Лишь одного забрали с подъезда.
Марсель был дипломированным сварщиком. Работал на севере, получал неплохие деньги. Однажды, вернувшись с вахты подвыпивший, получил кастетом по голове. Неизвестные проломили череп и теперь у мужчины ограниченная дееспособность. Жене стал не нужен, выгнала его из дома. И вот он два года жил в подъезде на лестнице. Соседи подкармливали. Одна из жительниц попросила ему помочь. Мы забрали, занялись лечением, но полностью восстановить здоровье пока не удалось.
Многим бездомным тяжело привыкнуть к квартирной жизни. У них что-то стрельнет в голове или ностальгия появляется: уходят из приюта, поживут на улице, потом просятся обратно.
Марсель один раз ушел к жене, пару дней в подъезде посидел и вернулся. Один вообще три раза уходил. Я сказал, что назад больше не возьму. Как-то встретили его избитого на улице. Если бы он захотел, я бы все равно его принял, но он возвращаться не стал и через несколько месяцев умер.
С подопечными проводим серьезную восстановительную духовно-нравственную работу, учим брать ответственность за свою жизнь. Спиртное и сигареты в нашем доме под запретом. Они занимаются физкультурой, читают книги, вместе готовят, делают уборку, гуляют, отмечают дни рождения и праздники. С ними беседуют психологи.
Хочу оформить также в стационар дневного пребывания при КЦСОН, где проводят образовательные и развлекательные мероприятия.
Когда смотришь, как люди меняются, понимаешь, что все не напрасно.
К примеру, Ольга два года посещала кормления, потом решила кардинально поменять свою жизнь. Прошла реабилитацию и стала старшим наставником «Доброго дома». Кормит, стирает, водит подопечных по больницам.
Ей помогает Валентина, которая живет в приюте. Судьба у нее тоже непростая. Трудилась на заводе, вышла замуж, жили хорошо. Все изменилось после гибели сына – с мужем стали выпивать, из-за обмана мошенников остались без жилья. Скитались по съемным квартирам, потом умирает и муж.
Валя ушла в сильный запой и начала жить на трубах теплотрассы. Обратиться за помощью к родным было стыдно.
В одно из кормлений я вызвал ей скорую помощь, так как сильно обморозила ноги.
Ей ампутировали часть ступней и она вернулась на теплотрассу. Недели три думала, а потом согласилась пройти реабилитацию. Больше года восстанавливали ей паспорт, сделали операцию на глаза. Сейчас Валя наша незаменимая помощница по уходу за нуждающимися людьми.
С теплотрассы зимой попал к нам и Женя. Долгие годы жил там с братом, который умер от обморожения. Решение измениться далось ему непросто. Останавливал страх перед новым. Женю мы увезли в больницу с переломом ноги, вылечили. Живет в приюте, скоро получит паспорт.
Каждую неделю мне звонят горожане, просят забрать человека с улицы. Рад еще принять, но нет возможности.
Администрация Магнитогорска выделила недавно в безвозмездное пользование большое помещение под обустройство общежития. Здесь мы сможем разместить до 60 человек. Но зданию 1944 года постройки площадью 400 кв. метров нужен колоссальный ремонт.
Сейчас все встало на стадии подключения коммуникаций. Все очень сложно. Месяц мы только разбирались, чьи газовые трубы, кто их обслуживает. Помещения пустовали от пяти до десяти лет. Трубы прорвало, надо менять все окна, проводку, крышу. Хочется одно крыло к осени все же сделать.
С нами Бог. Верим, что все получится.
В новом помещении каждый найдет себе дело по душе. Хотим гончарную мастерскую открыть, плести корзинки, вязать веники. Трудотерапия станет неотъемлемой частью комплекса реабилитационных мер. Здесь есть небольшой участок земли, на котором можно выращивать овощи. Это будет первый такой центр в регионе в связке с кормлениями.
Самое главное — организовать постоянную работу центра, чтобы в нем работал сформированный коллектив, а не просто волонтеры. Это один из показателей серьезности организации для доноров.
Также необходимо войти в плотный контакт с администрацией. Мы уже состоим в реестре поставщиков соцуслуг.
Двигаться вперед и развиваться вдохновляют подопечные. Если бы не наше вмешательство, многие из них просто не дожили бы до сегодняшнего дня.
Вижу, как они стараются, поддерживают друг друга. Конечно, статистика вернувшихся к нормальной жизни не такая масштабная. Но если продолжать вести эту деятельность многие годы, то можно выдернуть с улицы очень много людей.