Мария Алфёрова по образованию журналист, окончила журфак МГУ в начале 2000-х. Больше 20 лет проработала по специальности: «Авторадио» и радио «Вера», портал «Правмир» и другие. В какой-то момент надоело, и Мария снова пошла учиться в магистратуру МГПУ на дефектолога.
У сына в школе были сложности, бесконечные проблемы с адаптацией программы. Алфёрова хотела, чтобы права ребенка соблюдались. Получалось не очень и ей посоветовали обратиться в родительскую приемную РОО «Контакт».
Мария попала на прием к Елене Багарадниковой, директору организации. «Когда я пообщалась с Леной, поняла, вот то, чем я хочу заниматься — действовать на стороне родителей», — говорит Мария. В группе РОО «Контакт» она увидела объявление о наборе равных консультантов, заполнила заявку и прошла обучение.
Кто такие равные консультанты?
Это такие же родители особенных детей. Задача консультанта – морально поддержать семью и составить вместе с ней маршрут получения помощи. Равные консультанты РОО «Контакт» помогают в правовых вопросах, рассказывают, куда и зачем обратиться, иногда привлекают юристов, чтобы составить документы.
В том числе за помощью приходят люди, у которых дети идут в первый класс. Равный консультант помогает найти школу рядом с домом, объясняет, что будет на психолого-медико-педагогической комиссии, как получить заключение.
Фото: Toa Heftiba / Unsplash
«У нас, конечно, тоже есть психологическая поддержка, это важный элемент: мы на стороне родителей, всегда стараемся поддержать. Бывают случаи, когда человек плачет всю консультацию, и тут мы должны быть рядом», – рассказывает Алфёрова.
Обучение равному консультированию – это, в первую очередь, изучение информации: кто и за что отвечает, куда с каким вопросом идти…
Ассистент и консультант
Сначала Мария около года работала как ассистент равного консультанта — вместе с Еленой Багарадниковой.
«Стажировалась я довольно долго: сложно соответствовать Лениному уровню знаний и навыков. До сих пор, если на консультации возникает нестандартная ситуация, я могу позвонить Лене и рассказать обо всем, попросить совета», – говорит Алфёрова.
За время практики у нее накопилось много заметок. Это очень помогает: если человек приходит за помощью, а похожий кейс уже был, можно подсмотреть.
Сейчас Алфёрова работает в связке со специалистом Городского психолого-педагогического центра. Консультации проводят в Teams: коллега работает из школы, Мария из дома, родители – из разных уголков Москвы.
Кризисные моменты и планирование на годы
Как правило, за помощью равных консультантов обращаются родители в кризисе. Чаще это мамы. Бывают острые ситуации, однажды за помощью обратилась женщина, которую преследовал бывший муж, угрожал забрать ребенка.
У многих повышенная тревожность. Бывает, родители хотят все контролировать, продумать и просчитать жизнь ребенка на годы вперед. Это практически нереально.
«Жизнь с ребенком с особенностями учит решать те проблемы, которые стоят перед тобой здесь и сейчас, а не те, которые могут возникнуть когда-то. Бывает, ребенку семь лет, а родители спрашивают, сможет ли он получить водительские права», – рассказывает Алфёрова.
Фото: Дима Жаров / АСИ
Не вовлекаться в истории родителей не получается: когда-то Мария сама сталкивалась со всеми этими сложностями. Равного консультанта у нее не было, информацию приходилось искать на форумах или интернет-конференциях.
Поддержка психолога
Для своих равных консультантов с начала 2022 года «Контакт» организует групповые психотерапевтические сессии. Участники разбирают спорные случаи из практики, могут задавать личные вопросы. Это профилактика выгорания.
«Я вижу, что наша работа нужна. Люди приходят в одном состоянии, а уходят совсем другими. Это вдохновляет, не дает опустить руки», – говорит Алфёрова.
Родителям тоже нужна психологическая поддержка. Равные консультанты стараются оказать помощь во время встреч, дают контакты специалистов. Но далеко не всегда у человека есть время, силы и деньги на профильного специалиста.
Иногда семья записывается на повторную консультацию – это помогает отследить прогресс. Но все же помощь специалиста-психолога нужна, причем регулярно.
«Нам бы сейчас хотелось наладить систему отслеживания, что происходит с людьми после консультации: воспользовались ли они советами, решили ли проблему», – заключает Алфёрова.
Этот материал — часть проекта «НКО-профи Москвы: информация и практики», который АСИ реализует при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Другие новости и статьи о работе московских СО НКО по ссылке.