Людмила Жадан родилась в Москве. Родители – Алла и Сергей Никитские — инженеры-изобретатели, оба работали в конструкторских бюро.
Родители водили Людмилу в Республиканский дворец культуры ВОГ на встречи Клуба изобретателей и рационализаторов «Эврика». Вокруг были образованные, эрудированные неслышащие люди. Высшее образование тогда стало обязательным пунктом жизненной программы, говорит Людмила.
В 14 лет она вступила во Всероссийскую организацию глухих и решила поступать в МПГУ на филфак.
Пошла по призванию
Она с детства любила русский. Подростком читала Чуковского и Розенталя, выписывала журнал «Русский язык в школе». Но документы у неслышащей абитуриентам в МПГУ сначала не приняли.
Людмила писала в приемную комиссию, подключилась московская организация ВОГ.
Комиссия не хотела принимать Жадан: по аудиограмме она не дотягивала до стандарта. Будущий студент должен был слышать шепот за пять метров. Но все-таки уговорила и стала студенткой.
Фото из личного архива: Людмила Жадан с отцом
Людмила Жадан училась на общих основаниях. Не было переводчиков. Не было других студентов с проблемами слуха. Слуховой аппарат Людмила прятала под распущенными волосами.
«Помню первую лекцию в огромной «ленинской аудитории». Полторы сотни студентов сидят. Входит преподаватель с усами, начинает бубнить себе под нос что-то, да еще и ходить влево-вправо. А я пытаюсь заглядывать ему в лицо, чтоб разобрать по губам», – говорит Людмила.
Были бессонные ночи и слезы. Людмила продолжала учиться, сдавала сессию за сессией. На третьем курсе вышла замуж. Однажды собрала волосы в хвост и только тогда однокурсники узнали, что она слабослышащая.
Никто не проникся
Однокурсники не знали, а преподаватели были в курсе. Людмила Жадан сама к ним подходила и просила материалы для учебы. Просила хотя бы не поворачиваться лицом к доске…
«Никто, правда, не проникся. Мне говорили, что понимание и запись лекций – это проблема студента», – говорит Жадан.
Людмила просила конспекты у других студентов, переписывала. На последнем курсе Жадан повезло с научным руководителем — она сама в силу возраста плохо слышала и отлично понимала, как трудно Людмиле.
Фото из личного архивы Людмилы Жадан
Жадан ездила к преподавательнице в Одинцово на консультации. На тот момент у нее уже было двое детей – дочь и сын.
«Муж шутил, что у кого-то дети сказки читают, а наша дочь с года держит в руках только учебники русского языка».
Преподавательский опыт
Людмила написала дипломную работу «Роль наглядности в преподавании русского языка в школе», защитилась, получила специальность «учитель русского языка и литературы». Какое-то время сидела дома, воспитывала детей, потом преподавала в школе для глухих и слабослышащих, работала репетитором. А в 2017 году пришла в МГО ВОГ и предложила открыть Клуб любителей русского языка.
«Эта идея пришла после многолетней репетиторской практики. Я понимала, что проблема грамотного письма у глухих и слабослышащих билингвов будет стоять остро всегда», – говорит педагог.
В МГО ВОГ согласились – занятия нужны – и помогли организовать клуб. Бесплатные занятия проходят в Российской государственной библиотеке для молодежи, вход свободный.
Как проходят занятия
Сейчас вместе с Людмилой занятия в клубе ведет команда глухих и слышащих учителей русского языка и журналистов со знанием русского жестового языка. Они читают лекции, разбирают распространенные ошибки, помогают осваивать правила.
«Я люблю проводить занятия по «медленному чтению»: сначала на русском языке, потом на русском жестовом с пометками на полях, с пересказом прочитанного, упражнениями на закрепление новых слов», – рассказывает Жадан.
Планы на будущее
Несколько лет назад Людмила Жадан предложила открыть ассоциацию глухих учителей. Она уже работала при МГО ВОГ, но закрылась в 1990-е годы.
«Времена были непростые, утверждались федеральные государственные образовательные стандарты, глухие учителя ратовали за утверждение позиций русского жестового языка как дополнительного средства обучения в образовании», – объясняет педагог.
Сейчас в ассоциацию входят более 100 глухих педагогов, работающих в вузах, школах, детских садах Москвы. Они обмениваются опытом, обсуждают и разбирают законы, приказы и госстандарты.
Весной 2022 года Людмилу Жадан назначили руководителем организации. Тогда же она направила письмо президенту Всероссийского общества глухих Станиславу Иванову с предложением создать Всероссийское объединение глухих педагогов.
«Престиж профессии глухого учителя и воспитателя, бесспорно, нужно поддерживать и развивать, в том числе усилиями самих представителей этой профессии. Тем более что педагогов с нарушением слуха в России с каждым годом становится все меньше и меньше. Но глухие дети всегда считают глухих учителей своими первыми помощниками, равняются на них», – говорит Жадан.
Этот материал — часть проекта «НКО-профи Москвы: информация и практики», который АСИ реализует при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Другие новости и статьи о работе московских СО НКО по ссылке.