В Москве утвержден регламент взаимодействия Департамента труда и социальной защиты населения города и стационарных организаций социального обслуживания (для взрослых) с НКО.
Этот документ определяет действия некоммерческой, благотворительной и волонтерской организации при работе с подопечными соцучреждений и поможет постояльцам получить более качественные услуги.
Кто и как готовил регламент
В 2019-м и начале 2020 года по инициативе Департамента труда и социальной защиты населения в Москве активно развивалась программа по волонтерству во взрослых стационарных учреждениях (ПНИ, дома престарелых и т.п.).
Важными результатами программы стали: во-первых, реальное эффективное партнерство департамента, учреждений и НКО. К 2020 году волонтерская работа на системной основе началась во всех взрослых стационарных учреждениях на территории столицы. Во-вторых, определились многие практические аспекты и выявились подводные камни организации системного масштабного развития волонтерства.
Именно поэтому участники программы — НКО и учреждения — были привлечены к подготовке первого в Москве регламента работы волонтеров во взрослых учреждениях. Но пандемия «заморозила» развитие этой инициативы и волонтерства в целом.
И только к началу 2022 года волонтерская работа НКО в учреждениях стабилизировалась и начала потихоньку снова развиваться. С учетом этой новой реальности возобновилась и работа над регламентом.
Совместно с руководством столичного Департамента труда и социальной защиты населения регламент разрабатывали руководители взрослых учреждений и ведущие благотворительные организации, развивающие системные волонтерские программы. Это — АНО «Тверская 15», АНО «Друзья общины святого Эгидия», Ассоциация «Союз волонтерских организаций и движений», добровольческое движение «Даниловцы», Клуб волонтеров, Центр лечебной педагогики, Художественный центр «Дети Марии», фонды «Волонтеры в помощь детям-сиротам», «Изумрудный город» и «Жизненный путь».
В результате большой совместной работы был подготовлен проект регламента, который в итоге был подписан министром Правительства Москвы, руководителем Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Евгением Стружаком.
В чем суть документа
В регламенте четко прописаны все действия сотрудников НКО, волонтеров, руководства учреждения и самого департамента.
Так, если организация желает работать с подопечными в социальных учреждениях, в том числе с помощью волонтеров, то она направляет письменное предложение с приложением ряда документов по оказанию помощи в учреждение и департамент. Учреждение в течение пяти рабочих дней принимает решение о партнерстве или отвергает предложение. Как раз в регламенте четко прописаны причины отказа. Однако НКО в праве оспорить принятое решение в департаменте.
Если соцучреждение соглашается работать с НКО, с одной и с другой стороны назначаются ответственные за взаимодействие. Далее подписывается соглашение и начинается работа.
Добровольцы допускаются к оказанию помощи получателям социальных услуг в очном формате при заблаговременном направлении в учреждение списка.
При этом ответственность за прием, проверку, отбор, подготовку волонтеров несет НКО. Особых требований к добровольцам, кроме продиктованных эпидемиологической ситуацией, не предусмотрено.
Стоит помнить, что добровольцы — это посетители учреждения, они не подчиняются требованиям, предъявляемым к персоналу. Чтобы волонтерить во взрослых учреждениях, не нужны медицинские книжки и прочие документы.
Важно, что в регламенте приведены условия проведения добровольцами выездных мероприятий для подопечных, в том числе недееспособных. Особое внимание регламент уделяет особенностям взаимодействия НКО и учреждений в условиях ухудшения эпидемиологической ситуации, что вполне понятно.
Как избежать бюрократии
Может показаться, что конструкция несколько утяжелена. Но вся цепочка действий утверждена постановлением Правительства РФ еще в 2018 году. И в этом смысле регламент опирается на то, что называется «нормативной базой».
А усложненный перечень действий «запрос-ответ» — своего рода фильтр для разных инициативных групп, которые порой навязываются в социальные учреждения.
Поэтому я оцениваю предложенную процедуру действий, как не самую простую, но вполне себе рабочую.
Понятно, что на самом деле спектр социальных услуг, которые оказывают организации, очень широк. Даже если вдруг возникают несостыковки: у какой-то НКО нестандартная ситуация и предлагаемые услуги не подходят под регламент, то, я думаю, здесь все стороны открыты к диалогу и вполне можно обсуждать ситуацию.
Но мне пока не очень понятно, что это может быть за ситуация, поскольку участие волонтеров в учреждениях носит уведомительный характер. То есть НКО сама определяет виды, формы участия, говорит в письменной форме, что «мы хотим то и то», и если нет обоснованных возражений, то эта деятельность принимается.
Хотя среди директоров госучреждений бывает популярна и такая практика работы с НКО: не очень нужны нам ваши прогулки, а давайте-ка вы будете в отделение милосердия ходить.
В регламенте не прописано это право только директорам решать: он может предложить что угодно, но НКО имеет право согласиться или нет.
Стоит пояснить еще такой момент. В полноте предложенный в регламенте алгоритм согласований на всех уровнях сегодня придется пройти организациям, которые с нуля входят в эту тему. Те благотворительные организации, которые уже работают с гоучреждениями или поставили на паузу во время пандемии, но хотят снова возобновить, они спокойно продолжат сотрудничать и не будут снова объяснять, кто они и зачем.
В общем, новый документ определяет единое правовое пространство в теме волонтерства, значит, появился общий язык для разговора, а также ясно расставленные роли.
Это помогает, выстраивает отношения и четко находит способы решения конфликтов.
Записала Елена Алмазова
Материал подготовлен по проекту «НКО-координаты». Проект реализуется Агентством социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов.